Интернет-магазин AntikWar


  mailto:olegantiquar@gmail.com

"Э"

ЭВАНС (Evans), сэр Артур (1851–1941 гг.), сын сэра Джона Эванса, рано заинтересовался археологией, в 1884 г. стал хранителем Эшмолейского музея в Оксфорде. Первоначально занимался монетами и печатями, последние привлекли его внимание к Криту. В 1899 г. Э. на свои средства начал раскопки в Кноссе, минойском дворце бронзового века, результатом 35 лет исследований стало открытие великой цивилизации Крита. Тщательная перекрестная датировка критских и египетских вещей позволила создать периодизацию древностей Крита, занявшую важное место в хронологической системе Европы. Хотя Э. не смог расшифровать три типа минойских надписей, его детальный анализ заложил основу будущих исследований, кульминационной точкой которых стало прочтение линейного письма Б Майклом Вентрисом в 1952 г.

ЭВАНС, сэр Джон (1823–1908 гг.), один из крупнейших английских антикваров, расцвет его деятельности приходится на 2-ю половину 19 в. К числу его достижений принадлежат детальные исследования дорийских монет (1864 г.), каменных (1872 г.) и бронзовых (1881 г.) орудий Британии. Активно участвовал в дискуссиях о подлинности ручных рубил (50-е гг.) и эолитов (90-е гг.). Известным археологом стал его сын, сэр Артур Э.

ЭВБЮРИ, лорд, титул сэра Джона Леббока (1834–1913 гг.), английского археолога. Э. оказал большое влияние на развитие археологии, прежде всего своим трудом «Prehistoric Times» («Доисторические времена»), первое издание вышло в 1865 г., седьмое — в 1913 г. Завоевавшая популярность у читателей книга Э. активно пропагандировала первобытную историю как термин и как предмет, в ней были введены понятия «палеолит» и «неолит» для двух основных эпох каменного века. В своем труде Э. рассматривал смену культур как свидетельство вторжения с востока, а развитие общества — как следствие экономического прогресса. Эти взгляды обогатили первобытную историю, но в наши дни нуждаются в уточнении.

ЭВБЮРИ (Avebury), один из самых замечательных британских хенджей, расположен в 5 милях (8,1 км) к западу от Марлборо (Уилтшир). Представляет собой одну из крупнейших ритуальных построек в Европе. Площадь Э. около 28,5 акра (11,5 га), окружен рвом и внешней насыпью, в которых имеется четыре входа, расположенных симметрично (рис. 190). Вдоль внутреннего края рва установлен ряд плит из песчаника, в центральной части памятника имеются два кольца из камней, каждое чуть больше 300 футов (91,4 м) в диаметре. Северное кольцо содержит кладку из трех больших камней, в плане напоминающую букву «U», кладка имеется также и в южном кольце. На дне рва обнаружены фрагменты неолитической керамики типов Уиндмиллхилл, Питерборо, Райнио-Клэктон, а в заполнении фрагменты южнобританских кубков (с длинным горлом) и керамики бронзового века. У южного входа в хендж начинается Кеннет-Авеню, аллея менгиров, состоящая из двух параллельных рядов камней и протянувшаяся при ширине 50 футов (15,2 м) на 1,5 мили (2,4 км), заканчивается у ритуальной постройки (т.н. «святилища») на Овертон-Хилле. Все эти памятники одновременны и образуют единый архитектурный комплекс. У основания некоторых камней раскопаны погребения, сопровождавшиеся кубками и керамикой типа Райнио-Клэктон. Недалеко от южного конца аллеи обнаружено поселение с неолитической и кубковой керамикой. «Святилище» имело сложную историю с несколькими этапами перестройки; относится к тому же периоду.

Рис. 190. Эвбюри. Общий план (отсутствующие камни отмечены точками).

ЭВОЛЮЦИЯ (англ. evolution), постепенное изменение формы живых организмов, обычно (но не всегда) в сторону улучшения. Крупнейшим представителем учения об Э. был Чарльз Дарвин, автор труда «Происхождение видов» («Origin of Species»), вышедшего в 1859 г. Принципы Дарвина применялись также к изделиям человека, иногда с успехом (типология), однако они требуют осторожности. Из них вовсе не следует, что общество или культура может автоматически развиваться без внешних стимулов (диффузии), как это иногда утверждалось.

ЭВСТАЗИЯ (англ. Eustasy), общемировое изменение уровня моря, независимое от любых изостатических движений суши (см. Изостазия). В конце оледенения таяние воды, до этого содержавшейся в ледниках, поднимает уровень моря (эвстатический подъем), который часто может быть соотнесен с интергляциальным или постгляциальным периодами.

ЭВТРЕСИС (Eutresis), поселение в Беотии (Центральная Греция). Ранние слои охватывают средний и поздний неолит и субнеолит, особое значение Э. имеет в бронзовом веке, получена детальная стратиграфическая колонка, включающая три фазы раннеэлладского периода, начинающегося в 2670 г. до н.э. Среднеэлладский слой продолжается долго, позднеэлладское влияние микенцев не прослеживается.

ЭГТВЕД (Egtved), Восточная Ютландия, Дания, место расположения кургана эпохи бронзы, под которым находилось погребение молодой женщины в дубовом гробу. В могиле находились кости ребенка, подвергшиеся кремации. В условиях переувлажненности тело покойной, как и одежда, бронзовые украшения, покров из бычьей кожи, короб и ведро из березовой коры хорошо сохранились (фото 15).

ЭЙЛСФОРД (Aylesford), могильник по обряду кремации, расположенный в 2 милях (3,2 км) к северо-западу от Мэйдстона в Кенте (Англия). Раскопан в 1890 г. сэром Артуром Эвансом, который справедливо приписал его инвентарь белгам железного века. Э. (как и аналогичный объект в Суорлинге, раскопан в 1925 г.) считается типичным памятником культуры белгов в Юго-Восточной Англии. Богатые могилы с захоронением пепла в ямах, вне урн, найдены в Херфордшире, Эссексе и Кембриджшире. Характерными чертами эйлсфордской культуры являются обычай захоронения пепла в урнах, неглубоких могилах и сосуды на подставках с горизонтальным ленточным орнаментом, сделанные на кругу (рис. 191). Культура появляется в 1 в. (или в конце 2 в.) до н.э. и существует некоторое время после римского завоевания в 43 г. н.э.

Рис. 191. Урна на подставке из Эйлсфордского могильника.

ЭЛАМ (Elam), широкая долина рек Керхе и Карун в Юго-Западном Иране, географически является продолжением южной равнины Месопотамии. Изучение основного памятника Э. Суз показывает, что в культурном отношении с Месопотамией наблюдаются тесные параллели. Например, рано появляется письмо на основе собственной пиктографической системы (протоэламской), удовлетворяющей нуждам местного языка. Позднее в Э. распространяется аккадская клинопись. В политическом отношении оба региона, как правило, находились в состоянии ожесточенной конфронтации. Дважды Э. осуществлял агрессию в Месопотамии, незадолго до 2000 г. до н.э. была свергнута III династия Ура, в конце 13 в. до н.э. эламиты достигли Вавилона. Однако всякий раз они изгонялись, хотя сохраняли значение в региональной политике до их поглощения державой Ахеменидов в 6 в. до н.э.

ЭЛАТЕЯ (Elateia), важное неолитическое поселение Центральной Греции, раскопанное в 1959 г. Вайнбергом. На основе радиоуглеродного метода начало заселения датируется 5500 г. до н.э. Таким образом, памятник отражает развитие всего неолита Греции. Своеобразные сосуды на четырех ножках указывают на связь с культурой Данило в Западной Югославии.

ЭЛЕКТРОН (electrum), сплав золота и серебра, обычно использовался для декоративных сосудов (фото 83).

ЭЛЕФАНТИНА (Elephantine), остров на Ниле, чуть выше Асуана. Традиционно считался границей между Египтом и Нубией, здесь были расположены гранитные каменоломни. Археологи, сопровождавшие египетскую экспедицию Наполеона, сообщают о двух храмах, ныне исчезнувших.

ЭЛЛАДСКИЙ ПЕРИОД (Helladic), условное общее наименование бронзового века Греции (в отличие от кикладского на Кикладских о-вах и минойского на о. Крит). В археологической литературе принято выделять ранний, средний (см. Минийская керамика) и поздний Э. п., каждый из них подразделяется на три стадии (РЭ I-III и т.д.). Позднеэлладский период называется также микенским.

ЭЛЛИОТ СМИТ (Elliot Smith), сэр Графтон (1871–1937 гг.), известный английский анатом, который благодаря изучению египетских мумий заинтересовался историей человечества. Он указывал на сложность мумификации, объяснял распространение металлообработки, строительства мегалитов и вообще цивилизации диффузией из единого центра — Египта. Простота его теории была единственным ее достоинством. Подобно другим гипердиффузионистским интерпретациям, позиция Э. С. могла устоять только благодаря подбору благоприятных фактов и обходу противоречащих ей данных.

ЭЛЬДЖИН (Elgin), лорд (1766–1841 гг.), британский дипломат, посол в Турции (1799–1803 гг.), который в 1801 г. получил разрешение вывезти мраморные метопы афинского храма Парфенон. С 1815 г. они находятся в Британском музее. Правомерность этой акции, так же как и дальнейшая судьба метоп, были и долго останутся предметом горячих споров. Несомненно, однако, что в их первоначальном положении было бы трудно рассчитывать на хорошую сохранность.

ЭЛЬ-ТАХИН (El Tajin), Мексика. Церемониальный центр классической цивилизации Веракрус. Постройки, большинство которых возведено в 600–900 гг., включают ступенчатую пирамиду с нишами в вертикальных фасадах, различные площадки и платформы, по меньшей мере 7 стадионов для игры в мяч. Известны резные рельефы с криволинейными завитками, характерными для этой культуры. Центр был разрушен пожаром в 1200 г.

ЭЛЬ-УБЕЙД (Al’ Ubaid), см. Убейд.

ЭЛЬ-ХОБО (El Jobo). В Северо-Западной Венесуэле известно 45 памятников, относящихся к доземледельческим племенам охотников. В т.н. «хобоидных сериях» выделены четыре стадии развития — Камаре (ранняя стадия с грубыми чоппинг-тулами и обработанными отщепами), Лас-Лагунас (с двусторонне обработанными пластинами), Э.-Х. (появляются листовидные наконечники, как в Аямпитине и Санта Исабель Истапане) и Лас-Каситас (с черешковыми наконечниками).

ЭМИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА (Emiran), см. Кармел.

ЭММЕР (англ. emmer), примитивная разновидность пшеницы.

ЭНЕОЛИТ (англ. eneolithic), альтернативный термин для медного века.

ЭНКОМИ (Enkomi), поселение бронзового века (залив Саламис, Кипр). Впервые заселено в среднебронзовом веке, расцвет поселения наступил благодаря обработке меди и торговле этим металлом в Восточном Средиземноморье. В конце позднебронзового периода в 13 в. до н.э. городом завладели микенцы. Около 1200 г. Э. снова разрушен, возможно народами моря, но продолжал существовать еще 200 лет, постепенно теряя свое значение.

ЭОЛИТ (англ. eolith), термин образован от двух греческих слов («eos» — заря, «lithos» — камень), употреблялся для предметов, считавшихся древнейшими человеческими орудиями. К числу Э. относятся грубо оббитые отщепы и нуклеусы из доплейстоценовых или раннеплейстоценовых отложений. В настоящее время считается, что Э. оббиты в результате воздействия сил природы.

ЭПИПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ (англ. epi-palaeolithic cultures), культуры, технологически связанные с палеолитической традицией, но относящиеся к раннему постгляциальному периоду.

ЭРИДУ (Eridu), телль Абу-Шахрейн, в 12 милях (19,3 км) к юго-западу от Ура, раскопан иракскими археологами в 1946–1949 гг. К тому времени уже было известно, что это древний Э., один из первых шумерских городов. Заселен в середине 6-го тысячелетия до н.э. в убейдский период, самая ранняя фаза которого названа по этому памятнику. Обнаружены храмы убейдского и урукского периодов, наиболее примитивный представляет собой прямоугольное помещение из сырцового кирпича. Они украшены типично шумерскими опорами и нишами, выделяющимися на белой стене. Каждый храм включает в платформу остатки стен ранее существовавшего, традиция позже привела к созданию зиккуратов. Раскопан также дворец раннего династического периода (2500 г. до н.э.). Значение Э. упало с расцветом Ура при его III династии в 2100 г. до н.э.

ЭРРАС (Arras), могильник железного века, расположенный к северо-западу от Гулля (Йоркшир), насчитывает по меньшей мере 90 захоронений. Имеются несколько родственных местонахождений (например, «могилы датчан»), все в Восточном Йоркшире, с близким погребальным инвентарем. Эти памятники составляют эррасскую культуру, для нее характерны грунтовые могильники или небольшие курганы, иногда содержащие колесницы, часто курган окружен квадратным ровиком. Упряжь колесниц включает характерные трехсоставные удила. Сопутствующий материал позволяет датировать эррасскую культуру 5–1 вв. до н.э., ее носители, по-видимому, являются пришельцами с континента. Инвентарь культуры обнаруживает связи с Восточной Францией и Рейнской областью, возможно, людей Э. следует идентифицировать с племенем паризиев, с которыми связано название г. Париж.

ЭРТЕБЁЛЛЕ (Ertebolle), культура финального мезолита западного побережья Балтийского моря. Характерными для культуры являются кьёккенмёдинги, расположенные вдоль древней береговой линии Литоринового моря. Спорово-пыльцевой анализ относит начало культуры к атлантическому периоду (после 5000 г. до н.э.). Поздние фазы Э. знаменуются изготовлением керамики, что явилось результатом контактов с неолитическими земледельцами, обосновавшимися на юге (рис. 192).

Рис. 192. Культура Эртебёлле. Инвентарь.

ЭСКИМОСЫ (англ. eskimo). Культура современных Э. имеет многовековую историю развития в Арктике. Образ жизни и характерные типы орудий могут быть прослежены до 1000 г. до н.э. в традициях арктических малых орудий (кремневый комплекс Денби), с этого времени наблюдается непрерывность в культурном развитии. Некоторые черты Э. Аляски, по-видимому, усвоены от сибирских племен (см. Крузенштерна мыс, Дорсет, Ипиутак, Туле, Древнеберингоморская культура, Аньен Портидж).

ЭСТЕ (Este), небольшой городок на краю равнины По, близ г. Падуя, Северная Италия. Дал название богатой культуре железного века. Культура процветала до вторжения кельтов в 4 в. до н.э., во 2 в. до н.э. растворилась в римской. Известна великолепными красными вазами и высокоразвитым искусством изготовления ситул. Керамика выполнялась на гончарном круге, найдены мечи с антенной, бритвы, кельты и пальштабы, различные фибулы.

Рис. 193. Музыкант, играющий на свирели. Фреска в гробнице (Тарквиния).

ЭТРУСКИ (англ. Etruscans), загадочный народ, в 1-м тысячелетии до н.э. населявший север Центральной Италии (древн. Этрурия, совр. Тоскана). Впервые они выделяются в 8 в. до н.э., отличаясь от своих предшественников (культура Вилланова) богатством и восточным обликом гробниц. В самый короткий срок они достигают высокого уровня цивилизации, их торговые контакты распространяются на Грецию и Карфаген, через альпийские перевалы — на Центральную Европу. Известны большие города — Популония, Ветулония, Тарквиния и Цэрэ (Черветери) на побережье, Вейи, Клузиум (Кьюзи) и Перузия (Перуджа) внутри страны, эти города составляли свободную конфедерацию. Широко распространялось этрусское влияние, через территорию Рима оно достигало Кампании на юге и долины По на севере, где в 6 в. до н.э. был основан г. Фельсина (Болонья), а немного позже — Мельпум (Милан) и Спина, порт в устье р. По. Однако конфликт с кельтами на севере и Римом на юге привел к завоеванию со стороны римлян, оно началось в 396 г. до н.э. захватом г. Вейи и закончилось в начале 2 в. до н.э. Несмотря на исчезновение с политической карты, влияние Э. на римскую цивилизацию продолжало оставаться огромным. Враждебное отношение сделало тенденциозными римские источники по этрусскому вопросу. Собственные источники Э., использовавшие греческий алфавит, могут быть транслитерированы, но перевести с этого неиндоевропейского языка можно очень мало. Археологические исследования также дают противоречивые сведения. Согласно одной теории, подкрепленной авторитетом Геродота, Э. приплыли из Западной Турции, покорили местное население (культура Вилланова) и основали свои города в Италии. Согласно другой точке зрения, сами носители культуры Вилланова, богатой полезными ископаемыми, восприняли черты восточной цивилизации благодаря торговле, поощряемой греческими и финикийскими купцами. Обе интерпретации недостаточно убедительны, решение проблемы, вероятно, должно учитывать обе точки зрения. Есть основания говорить о небольших группах пришельцев, прибывших в Италию во 2-м тысячелетии до н.э. Большинство данных об Э. происходит из погребений. Небольшой город Марцаботто, близ Болоньи, является хорошо исследованным поселением. Могильники обнаруживают быстрый рост благосостояния и роскоши. Обряд ингумации сменяет кремацию. В больших количествах импортировалась греческая расписная керамика, изготавливались также местные копии (например, замечательная керамика буккеро). Импорт металлических изделий стимулировал развитие местной металлообработки, особенно производства бронзовых зеркал с гравировкой. Близок к финикийскому характер украшений, обнаруживающий высокий уровень развития зерни и филиграни. Проявлением этрусского гения являются сами гробницы. Наиболее замечательны насыпи, закрывающие могильный склеп, как в могильниках Тарквинии и Черветери (известны разновидности, включающие простые траншейные могилы и захоронения пепла в урнах в виде человеческих голов). Склепы часто украшались фресками с изображением сцен повседневной жизни и мифологии, заупокойных обрядов (рис. 193). На них можно встретить танцоров, борцов или демонов, уносящих души. Замечательной является гробница в Черветери, стены которой покрыты рельефами с изображением различных повседневных объектов (фото 107).

Фото 107. Супружеская пара. Изображение на крышке этрусского саркофага из Черветери (терракота).

ЭХНАТОН (Akhenaten), другое имя египетского фараона-еретика Аменхотепа IV. Со своей женой Нефертити Э. правил в течение 17 лет в конце XVIII династии Нового царства (1369–1352 гг. до н.э.). Сделал попытку заменить различные египетские культы, особенно культ Амона-Pa, монотеистическим культом солнца, воплощенного в Атоне. Цель Э., возможно, была не только религиозной, сколько политической — освободиться от опеки влиятельного жречества бога Амона, что показывает перемещение фараоном своей столицы из Фив в Телль-эль-Амарну. Там произошел настоящий расцвет искусства и литературы (т.н. стиль Амарна), для которых характерны подчеркнутый натурализм в противоположность статичному формализму египетского искусства в целом. Религиозные реформы Э. проводились в жизнь с фанатичной последовательностью и отвлекли его внимание от внешнеполитической сферы. Царствование Э. ознаменовалось крахом созданной его предшественниками азиатской империи Египта. Плоды реформ даже в области религии ненадолго пережили самого фараона, уже его преемник (по некоторым предположениям, брат) Тутанхамон вернулся к поклонению Амону. Позднейшие фараоны всячески стремились избегать любого упоминания о ереси Э. и его имени.

ЭШНУННА (Eshnunna, совр. Телль-Асмар), телль в долине Дияла к северо-востоку от Багдада, раскопан американскими археологами в 1930–1936 гг. В раннединастическом периоде (начало 3-го тысячелетия до н.э.) здесь возникает город-государство, в котором исследованы гробницы, дворцы и частные дома, найдены скульптурные изображения. Политического значения Э. достигает в 19–18 вв. до н.э., когда она вступает в борьбу за власть с Ашшуром (древнеассирийское царство), Мари, Эламом и Вавилоном (во времена Хаммурапи). После вавилонского завоевания (1761 г. до н.э.) в клинописных документах упоминается редко, в последний раз в 6 в. до н.э.

Oleg Kovsh | AntikWar
© Copyright 2006 AntikWar. All rights reserved. Webmaster Oleg Kovsh