Интернет-магазин AntikWar


  mailto:olegantiquar@gmail.com

"М"

МАГЛЕМОЗЕ (Maglemose), первая культура мезолита североевропейской равнины. Образ жизни был приспособлен к лесным и приозерным условиям. Набор орудий включал микролиты, инструменты деревообработки, такие, как оббитые топоры и тесла, наконечники копий из кости или рога, рыболовные принадлежности (рис. 86). Встречаются деревянные луки, весла и выдолбленные каноэ; была одомашнена собака. Наиболее ранние стадии (Стар Карр) восходят к 8000 г. до н.э. (пребореальная пыльцевая зона), но культура продолжает существовать в бореальном периоде до 5000 г. до н.э.

Рис. 86. Орудия.

МАГНИТОМЕТР (англ. magnetometer), прибор для измерения интенсивности магнитного поля Земли в любой точке. Когда ток проходит через катушку, помещенную в емкость с водой или спиртом, протоны атомов водорода располагаются в соответствии с магнитным полем. Когда ток исчезает, протоны вновь выстраиваются под воздействием земного поля, о его силе говорит частота их вращения. Это порождает слабый ток, идущий от банки к прибору и регистрируемый на шкале. Полученные цифры наносят на диаграмму, которая обнаруживает аномалии в силе поля. Обычно они связаны с железными предметами, печами, очагами и т.п. (см. Археомагнитный метод) или ямами и рвами (в почвенном слое магнитные свойства выражены сильнее, чем в подпочвенных). Эти особенности могут быть быстро установлены без шурфовки, в наиболее перспективных местах проводятся раскопки.

МАГОЗИЙСКАЯ ИНДУСТРИЯ (Magosian), каменная индустрия, обнаружена в восточной части Африки южнее Сахары. Характерными орудиями являются небольшие наконечники, микролиты и небольшие пластины, которые встречаются наряду с более тяжелыми орудиями предшествующей фазы (Коломбо Фоллз).

МАДЛЕН (Magdalenian), финальная культура палеолита большей части Западной Европы, получила название по стоянке Ла-Мадлен в Дордони. Центр культуры находился в Юго-Западной Франции — Восточной Испании, но элементы, характерные для поздних стадий, присутствуют в Британии (Крезвелл Крэгз) и на востоке — до Юго-Западной Германии и Польши. Мадленская культура, подобно общинам начала верхнего палеолита, проявляет признаки адаптации к холодному климату последнего (вюрмского) оледенения. Важным источником пищи был северный олень. Мадленские люди знамениты своим пещерным искусством (Альтамира), а также искусством малых форм (изделия из кости). Одним из характерных орудий позднего М. является гарпун (рис. 87). Культура охватывает период 15 000–10 000 лет до н.э.

Рис. 87. Мадленские костяные орудия: а, b — гарпуны; с — «жезл начальника».

МАИС (англ. maize). Первоначальный центр выращивания М., вероятно, находился в Северной Мезоамерике. Дикорастущий предок М. (до настоящего времени не сохранился), по-видимому, произрастал на мексиканском нагорье еще 80 000 лет назад, но первые археологические свидетельства происходят из долины Техуакан, на юге Центральной Мексики, где в отложениях фазы Эль-Риего (7000–5000 гг. до н.э.) найдена пыльца и обглоданные кочерыжки початков дикого М. Растения со следами культивации появляются в следующей фазе — Кошкатлан (5000–3500 гг. до н.э.), в то же время дикорастущие злаки по-прежнему составляют 90% рациона. М., по-видимому, был окультурен независимо в нескольких местах. Вид Нальтель выращивался в Сьерра де Тамаулипас (Северо-Восточная Мексика) к 2500 г. до н.э., народ Кочис (юго-запад США) начал выращивать М. между 3600 и 2000 гг. до н.э., восточной части США эта культура достигла только к началу нашей эры. На юге М. выращивали, возможно, около 3000 г. до н.э. В Перу М. появляется на севере центрального побережья еще в позднем докерамическом периоде (2500–1800 гг. до н.э.), затем распространяется по всему побережью. В горном Перу примитивная форма М. найдена в пещерах долины Аякучо и датируется между 3500–3000 гг. до н.э. С началом чавинского периода (конец 2-го тысячелетия до н.э.) более развитая разновидность попадает в Перу из Мексики, М. становится основным продуктом питания.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в Предкавказье и на Северном Кавказе в раннебронзовом веке (табл. 14, 5–10). Поселения (Мешоко и др.) долговременные, некоторые укреплены (каменные стены, рвы), дома прямоугольные. Чрезвычайно ярки погребальные памятники; один из них, Майкопский курган, давший название культуре, содержал богатый набор золотых и серебряных изделий (фото 53). Захоронения М. к. совершались в ямах или на галечных вымостках, погребенные лежат в скорченном положении на боку, отмечается охра. Сосуды красно-охристого, желтого или серого цвета имели округлое и яйцевидное тулово (иногда — плоское дно), отогнутый венчик, лощеную поверхность, тесто хорошо отмучено. Культуру отличает высокий уровень металлообработки (топоры, псалии, ножи, фигурки животных — рис. 88), контраст которому представляет архаичный облик каменного (клиновидные топоры, браслеты) и кремневого инвентаря (скребки, наконечники стрел, микролиты). К позднему этапу М. к. многие ученые относят подкурганные дольмены станицы Новосвободной, иногда выделяемые в отдельную культуру вместе с верхним слоем поселения Мешоко и рядом других памятников. Датировка М. к., имеющей аналогии в Передней Азии, — 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.

Рис. 88. Серебряный сосуд из Майкопского кургана.

Фото 53. Золотая фигурка бычка из Майкопского кургана

МАЙКОПСКИЙ КУРГАН, раскопан в 1897 г. Н.И.Веселовским. Высота М. к. превышала 10 м; яма основного погребения (5,3?3,7 м) деревянными перегородками разделена на три части, в каждой из них находился костяк, скорченный на боку и окрашенный красной краской. Инвентарь южной половины могилы включает золотые и серебряные сосуды (рис. 88), золотые и серебряные фигурки бычков (фото 53), множество золотых пластин, а также бронзовые орудия (топор, нож и т.д.) и типичную керамику майкопской культуры, получившей название от М. к. (табл. 14, 5–10). В других отделениях найдены золотые кольца и бусы, медные сосуды, керамика.

МАЙЯ (Мауа), народ, создавший цивилизацию на п-ове Юкатан и территории Британского Гондураса в зоне джунглей, непосредственно к югу от него, и горных районах Гватемалы и Западного Гондураса. Происхождение М. следует искать в местных культурах предклассического периода с учетом контактов с районами Исапа и ольмеков. К 200 г. до н.э. в центральных областях низменной Гватемалы возводятся первые пирамиды (Тикаль, Вашактун), вскоре появляется ступенчатый свод. Первая датированная стела из Тикаля относится к 292 г., начиная с 300 г. можно говорить о классической цивилизации М. Ранний классический период (300–600 гг.) открывает золотой век культуры М. в низинных районах. Земледельцы жили в джунглях, в то же время возводились крупные церемониальные центры — средоточие административной и религиозной деятельности, а также развития искусства. Высокого уровня достигли архитектура, скульптура и живопись, для хранения информации использовалась иероглифическая письменность, в храмах, стоящих на вершинах пирамид, проводились сложные церемонии. Жрецы-астрономы наблюдали за Солнцем, Луной и планетами, они разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в христианской Европе (см. Календарь), использовали двадцатеричную систему, им было знакомо понятие нуля. В южной области (горные районы и тихоокеанское побережье Гватемалы) наблюдаются определенные отличия: такие признаки культуры М., как склепы со ступенчатым сводом и хронология длинного счета, отсутствуют. В позднем классическом периоде (600–900 гг.) развитие культуры продолжается, скульптура и архитектура становятся более пышными, проявляются местные стили (рис. 89). Выделяется территория Северного Юкатана, где, например в Чичен-Ице и Ушмале, в строительстве великолепных зданий 9 в. складывается стиль Пуук. По недостаточно ясным причинам в конце периода наступает закат цивилизации в низинных районах, и в 9 — начале 10 в. крупные центры забрасываются. Постклассический период (с 900 г. до испанского завоевания) лучше всего представлен на Юкатане, где факторы, приведшие к падению культуры М. в долинах, были, по-видимому, менее действенными. Начало периода ознаменовано сильным мексиканским влиянием, особенно в Чичен-Ице, где здания возводились в тольтекском стиле Центральной Мексики, а в искусстве появляются изображения тольтекских воинов, побеждающих вождей М. Легенды М. запутанны и противоречивы, в них содержатся упоминания о группе пришельцев мексиканского происхождения — ица, которые захватили Чичен и управляли из него большей частью Юкатана. В другой легенде сообщается о прибытии Кукулькана с группой пришельцев в 967–987 гг. «Кукулькан» является синонимом Кецалькоатля (бог, который изображался в виде пернатой змеи, хорошо известен у тольтеков), и рассказ может свидетельствовать как о завоевании в широких масштабах, так и о введении культа Кецалькоатля. Около 1200 г. ица были изгнаны из своей столицы, и ведущим городом Юкатана становится Майяпан. Период величия М. к тому времени был уже позади. Майяпан был заурядным городом, и во время его доминирования художественные стандарты все более снижались. Около 1440–1450 гг. Майяпан был разрушен, последовал период разъединения и междоусобиц, продолжавшийся до покорения Юкатана испанцами в 1541 г. Царства М. в горной Гватемале были подчинены в 1525 г., на равнине потомки изгнанных ица продержались до 1697 г. (см. Бонампак, Каминальгую, Паленке).

Рис. 89. Храм майя в Паленке.

МАЙЯПАН (Mayapan), город позднего периода майя на Юкатане. При раскопках обнаружилось, что он был окружен стеной и занимал площадь около 2,5 кв. миль (647,5 га). На территории М. находилось более 3 000 домов. Хотя уровень домостроительства в целом невысок, урбанистическая концепция области майя была новшеством, заменившим более ранние церемониальные центры. С упадком Чичен-Ицы около 1200 г. М. доминирует на Юкатане до 1450 г., когда он подвергается разграблению соседями.

«МАКАРОНЫ», или «меандры», группа волнистых линий, прочерченных двумя или тремя пальцами на поверхности глины в верхнепалеолитических пиренейских пещерах (в т.ч. в Альтамире). Предположение о непосредственном переходе от «М.» к идее рисунка зверя было сформулировано А.Брейлем (1911 г.) Гипотеза о таком легком открытии феномена творчества созерцающим индивидуумом впоследствии не подтвердилась. Ученые истолковывают «М.» как имитационно-символическое воспроизведение грифад (прочерчин от когтей) пещерного медведя, занявшего особое место в сознании человека палеолита.

МАК-ИНЕРИ (MacEnery), отец Дж. В 1825 г. начал раскопки Кентской пещеры близ Торквея. В процессе работы ему стали попадаться палеолитические кремневые орудия в непотревоженном слое с костями ископаемых животных, перекрытом сталагмитовым пластом. М.-И. сделал вывод, что человек и эти животные должны были сосуществовать, но не встретил поддержки в условиях господства геологических и религиозных воззрений того времени. М.-И. скончался в 1841 г., так и не опубликовав своих результатов.

МАЛАТИЯ (Malatya, древн. Милид), холм Арслан-тепе на Верхнем Евфрате в Центральной Турции раскапывался в 30-е гг. французскими археологами. Представлял собой важное сиро-хеттское поселение, широко известны рельефы Львиных ворот и колоссальная статуя одного из царей.

МАЛАХИТ (malachite), карбонат меди, имеет зеленый цвет. Первоначально использовался как косметическое средство и мазь для глаз. Открытие способа получения металла из М., вероятно, было случайным. Обширные месторождения на Синае активно разрабатывались в древности.

МАЛВА (Malwa), область в Индии, расположена в 300 милях (482,7 км) к северо-востоку от Бомбея. Среди важнейших памятников — Навдатоли, Нагда и Каятха (Уджайн). Название М. получила красноглиняная ангобированная керамика с черной росписью (1600 г. до н.э.), влияние которой наблюдается на большей части Центральной Индии.

МАЛЛИЯ (Mallia), минойский город и дворец на северном побережье Крита в 15 милях (24,1 км) к востоку от Кносса. В течение 30 лет исследовался французскими археологами. Установлено, что дворец имел внутренний двор. Он существовал в среднеминойском и позднеминойском I периодах (1900–1450 гг. до н.э.), после землетрясения 1750 г. до н.э. перестроен. Среди наиболее выдающихся индивидуальных находок — большой бронзовый меч и боевой топор, выполненный в форме леопарда. Город основан в раннеминойском I периоде, но большинство изученных построек относится к средне- и позднеминойскому времени и свидетельствует о развитом домостроении. Царский могильник к моменту раскопок был разграблен, однако здесь найдена золотая подвеска, изображающая двух пчел на ягоде или медовом соте.

Фото 54. Головка из Брассемпуи.

МАЛЫЕ ФОРМЫ, небольшие по размерам произведения изобразительного искусства эпохи верхнего палеолита, выполненные в объеме (круглая или уплощенная скульптура, реже — барельефы) или в плоскостном воплощении (гравировка, краска) на поверхности бивня, рога, кости, известковой плитки или гальки (фото 54, 55). При общей миниатюрности М. ф. несут черты монументальной обобщенности. Значительная их часть (особенно в культуре мадлена) может быть отнесена к сфере прикладного творчества в том смысле, что они включались в предмет (копьеметалку, «жезл начальника» и т.п.), имевший реальное или же символическое назначение. Сферой бытия этого пласта творчества в отличие от пещерного искусства, оторванного от мест обитания, были стоянки неоантропа, «малый мир» его родового общежития. На общеанималистическом фоне в нем отчетливо прослеживается (и в сюжетной, и в знаковой форме) плейстоценовая трактовка темы человека (см. Антропоморфный цикл, Венеры палеолита).

Фото 55. Гравировка из грота Лорте (Франция).

МАЛЬТА (Malta), остров в Средиземном море в 60 милях (96,5 км) к югу от Сицилии. Поселение культуры керамики импрессо в Скорбе недавно датировано 4000 г. до н.э. с помощью радиоуглеродного метода. В 3200 г. до н.э. появляются пришельцы с о. Сицилия, которые в 2800–1900 гг. до н.э. воздвигли ряд уникальных мегалитических храмов (рис. 90) с замысловатой планировкой и конструкцией, около 30 сохранилось. Богиня изображалась как тучное существо, ей поклонялись как божеству плодородия и смерти (фото 56). Позже здесь появляются воинственные иммигранты, возможно из Западной Греции, которым принадлежит могильник типа полей погребальных урн на развалинах храмов Тарксиенны, поселки устраивались на вершинах холмов. Именно к этому периоду принадлежат таинственные «следы повозок». В 9 в. до н.э. остров стали контролировать финикийцы, которых привлекали его гавани, в 216 г. до н.э. М. захвачена римлянами.

Рис. 90. Мнайдра (Мальта). Общий вид храма.

Фото 56. Богиня мальтийских храмов. Статуя из Хагар Кима.

МАЛЬТИНСКО-БУРЕТСКАЯ КУЛЬТУРА, группа памятников верхнего палеолита, расположенных в долине р. Ангара, одна из самых ярких археологических культур Сибири. Основные памятники: Мальта, Буреть, Красный Яр — верхний комплекс, Сосновый Бор, Федяево. Для кремневого инвентаря характерна прекрасная призматическая техника раскалывания, нуклеусы призматические и конические, основные типы орудий представлены остриями, ножами, проколками, резчиками, концевыми скребками, разнообразными резцами, долотовидными орудиями с подтеской (табл. 6, 1). Вкладышевая техника отсутствует. Обработка кости достигает высокого уровня, разнообразны орнаменты и мелкая пластика: статуэтки женщин в одежде, фигурки птиц и т.д. На поселениях этой культуры имеются остатки долговременных наземных жилищ, сооруженных из крупных блоков камня и костей животных. На стоянке Мальта открыто 15 жилищ, стоящих вдоль реки, в одном из них под очагом было обнаружено погребение мальчика, совершенное в облицованной плитками яме, окрашенное охрой, с богатым погребальным инвентарем.

МАНЕФОН (Manetho), греко-египетский автор, в 3 в. до н.э. написавший историю Египта. Хотя труд утрачен, цитаты из него в более поздних сочинениях имели чрезвычайно важное значение для составления династических таблиц египетских фараонов.

МАНИОК (manioc), другие названия — кассава и юка. Родина этого растения — низменные районы тропиков Южной Америки, где, по-видимому, находился независимый центр культивации М. и других корнеплодов. По некоторым предположениям, возделывание М. началось в Венесуэле, возможно, до 2000 г. до н.э., но это растение смогло приспособиться и к другим климатическим условиям. М. распространился в Андах и около 1500 г. до н.э. достиг перуанского побережья. При определенных условиях маис является более продуктивной культурой, и в районах, где он может расти, он становился основным источником пищи, вытесняя М. в некоторых частях Колумбии и Венесуэлы. Лишь в лесистых низинах М. сохраняет свое значение главного продукта питания.

МАНО (mano), в американской археологии термин означает верхний камень, который держали в руках при растирании маиса на метате, каменной плите (см. Зернотерка).

МАНСЕЛЛА ТАБЛИЦЫ ЦВЕТА ПОЧВЫ (англ. Munsell Soil Color Charts). Точное описание цвета встречает большие трудности из-за субъективности восприятия. Объективная схема для описания цвета почв (сама по себе представляющая интерес для археологов) изобретена А.Манселлом, она применима также для керамики. В схеме оцениваются три фактора: цвет (спектр делится на 10 цветов, каждый из них в свою очередь имеет 10 подразделений), насыщенность (темный или светлый оттенок, отраженный в показателях от 0 до 10) и беспримесность или чистота (показатели от 0 до 10). Цвет можно отыскать в таблице и выразить его средствами численно-буквенных показателей, например 5YR 6/3, так что, располагая таблицами, можно быстро установить оригинальный цвет. Таким образом, отпадает необходимость в неопределенных описаниях вроде «светло-коричневый» и т.д.

МАРАЖОАРА (Marajoara), стиль керамики, производившейся на о. Маражо в устье р. Амазонка начиная с 15 в. и до европейского завоевания. Тщательная полихромная орнаментация урн имеет сходство с керамикой других районов Амазонии и Восточного Эквадора.

МАРГИАНА, древняя страна, расположенная на востоке Туркменистана, в бассейне древней дельты р. Мургаб. В древнеперсидских надписях эта историческая область называлась «страна Маргуш», греческие античные авторы называли ее Маргиана. Располагалась М. на территории свыше 3 000 кв. км и состояла из нескольких отдельных ирригационных оазисов, в каждом из которых имелось свое столичное поселение и нередко — небольшой храм. Столицей страны Маргуш являлось поселение Гонур-депе, площадью свыше 20 га, причем в северной и западной частях поселения располагаются отдельные керамические кварталы. К югу от самого поселения находится монументальный храм квадратной формы с мощными обводными стенами и угловыми боевыми башнями. Два полностью раскопанных храма открыты в тоголокской группе памятников, причем оба они имеют принципиально сходную планировку в виде центральной «крепости», заключенной внутри двух оборонительных стен. Оба храма являлись одновременно храмами огня и культовых напитков, до определенной степени напоминая те культовые обряды, что были позже распространены в зороастризме — первой мировой религии. Почти вся керамика изготовлена на гончарном кругу, отличается тонкостью и вычурностью своих форм, напоминая керамику Южного Туркменистана, которая была распространена в предшествующее время на поселении Намазга-депе. Роспись практически отсутствует, наряду с терракотовыми статуэтками в виде обнаженных женщин, передающими образ Богини-матери (реже мужскими), распространяются культовые сосуды со скульптурными фризами по венчику, близко напоминая аналогичные из Бактрии. Такие культовые сосуды служили для обрядовых церемоний. Наряду с каменными изделиями (кремневые наконечники стрел) широко используются медно-бронзовые — культовые, церемониальные топоры восточноиранского типа. Население М. составляли как местные выходцы из Южного Туркменистана, так и пришлые из соседнего Ирана (см. Гиссар) племена.

МАРИ (Mari, совр. Телль-Харири), телль на правом берегу р. Евфрат близ сирийско-иракской границы. Исследовался французскими археологами под руководством Парро в 1933–1938 гг. и с 1951 г. До разрушения войсками Хаммурапи в 1759 г. до н.э. М. был основным городом среднего течения Евфрата. Дворец Зимри-Лима, последнего царя М., является наиболее сохранившимся памятником этого периода в Месопотамии, занимает площадь около 5 акров (2,1 га). Архивы, состоящие из 25 000 клинописных табличек, являются значительным источником по истории внешней политики этого периода, а также административной и экономической структуры царства.

МАРЛИК-ТЕПЕ (Marlik Tepe), памятник расположен на юго-западном побережье Каспийского моря, раскопан Негахбаном в 1961–1962 гг. Царские могилы содержат множество золотых и серебряных сосудов, ювелирные изделия и оружие, которое датируется 2-м тысячелетием до н.э. Рельефный орнамент на кубках и чашах изображает животных и людей, наблюдаются аналогии со степями на севере и Луристаном на юге. Сходный материал получен при грабительских раскопках на соседнем памятнике в Амлаше.

МАРНЦЫ (англ. Marnians), прежнее название, употреблявшееся в литературе для кельтов, занимавших в 3–2 вв. до н.э. область с центром в долине р. Марна (Северная Франция), носителей развитой культуры латена. Считалось, что из них сформировался слой завоевателей-аристократов в Англии в отличие от тех, кто принес в Йоркшир культуру Эррас. Новейшие данные интерпретируются скорее в пользу торговли, чем в пользу завоевания.

МАРШАЛЛ (Marshall), сэр Джон (1876–1958 гг.), генеральный директор археологической службы в Индии в 20-е и 30-е гг., когда здесь стали известны памятники доисторического периода. В 1921 г. обнаружены Хараппа и Мохенджо-Даро, в последующие годы здесь развернулись широкомасштабные работы, кроме того, исследованы многие другие города цивилизации долины Инда, получены данные об энеолитических культурах, предшествовавших им в Синде и Белуджистане.

MACАДА (Masada), большая скальная крепость, расположенная к западу от Мертвого моря, где последние участники иудейского восстания в 70 г. бросили вызов римским войскам. Следы римских осадных работ заметны до сих пор. При раскопках вскрыты остатки построек времен Ирода Великого.

МАСАПАН (Mazapan), керамика, расписанная оранжевым цветом по бурому и украшенная параллельными прямыми или волнистыми линиями, нанесенными щеткой. Производилась тольтеками Мексики.

МАСТАБА (mastaba), в раннем Египте — надстройка над могилой из сырцового кирпича, первоначально копировавшая жилище человека. М. появляются во время I династии, с течением времени их строят все более тщательно, все чаще используется камень. М. распространены в эпоху Древнего царства. Ступенью эволюции М. являются пирамиды.

МАСТЕРСКИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТОПОРОВ (англ. axe factory). Некоторые обнажения мелкозернистых горных пород в Британии дают прекрасный материал для изготовления полированных топоров, которое развилось здесь в период неолита и приобрело важнейшее значение. Орудия выполнялись в мастерских без отделки, они могли поступать в торговлю в виде заготовок или законченных изделий и распространялись затем по всей территории. Основные центры находились в Корнуолле, в Лейк-Дистрикте (Лэнгдейл), Северном Уэльсе (Грэйг Льюд) и в Северной Ирландии (Тивбуллиах). Сходная модель производства и распространения зафиксирована в Северо-Западной Франции.

МАТЕРА (Matera), небольшой город в Южной Италии, расположен к северо-западу от Таранто. Название М. получила средненеолитическая керамика, встречающаяся на многих местных памятниках, особенно на обнесенных рвами поселениях Мургеккья и Мургья, Тимоне и в пещере Гротта деи Пипистрелли. Темная лощеная керамика (кубки и прямошейные кувшины) характеризуется прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Широко распространена в Южной Италии и, по-видимому, происходит от позднего варианта керамики импрессо. Иногда к ней причисляют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.

МАУРЬЕВ ИМПЕРИЯ (англ. Mauryan empire), важнейший период в истории древней Индии. Многие ученые полагают, что Чандрагупта, царь Магадхи в Бихаре, возглавил движение, в результате которого греки были изгнаны из Индии после смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Столица в Паталипутре (совр. Патна) стала центром, в котором искусство ахеменидской Персии подверглось сильному индийскому влиянию. Внук Чандрагупты Ашока принял буддизм, позднее ставший важнейшим элементом индийской культуры. Пережив период упадка, династия была свергнута военачальником Пушьямитрой, основавшим династию Шунгов в 187 г. до н.э.

МАЧУ-ПИКЧУ (Machu Picchu), город инков, обнаруженный в долине Урумбаба Хирамом Бингхемом в 1911 г. Город состоит из нескольких кварталов, включавших жилища, храмы и т.д. Здесь же расположены земледельческие террасы (фото 57).

Фото 57. Инкский город Мачу-Пикчу.

МАЭС ХОУ (Maes Howe), Оркнейские о-ва. Известная коридорная гробница со ступенчатым сводом находилась под округлым каменным курганом (каирном), окруженным кольцевым рвом. Планировка необычна, подквадратная погребальная камера имеет три дополнительных прямоугольных помещения, входы в них подняты на 3 фута (0,9 м) над уровнем пола камеры. Внутри гробницы к началу исследований в 1861 г. было пусто, но на стенах сохранилась руническая надпись 12 в., свидетельствующая об ограблении могилы викингами. Граффити содержат также изображение дракона, относящееся к 12 в.

МЕАНДР (англ. meander), непрерывный узор из ленты или отдельной линии с равномерными изгибами. Спиральный М. представляет собой просто спираль, прямоугольный М. — тот же мотив, но с прямыми углами.

МЕГАЛИТЫ (англ. megalithic, нем. Steinsetzungen), сооружения из больших камней, к их числу относятся менгиры и аллеи менгиров, каменные кольца, определенные виды хенджей и различные типы камерных гробниц. Термин «мегалитическая гробница» часто применяется в более широком смысле для любого надземного склепа независимо от размеров камней, использованных при его постройке.

МЕГАРОН (грея, megaron), тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный (рис. 91). В центре помещения обычно находится большой очаг, у задней или между боковыми стенами устраивались дополнительные комнаты. Форма М. появляется в Трое в середине 3-го тысячелетия до н.э. и существует на территории Турции в более поздние времена. Известна в Греции уже в период Сескло и получает развитие в микенских дворцах.

Рис. 91. Мегарон в центре дворца Нестора (Пилос).

МЕГИДДО (Megiddo), большой телль, возвышающийся над Эздрелонской равниной в Северной Палестине, где находится проход из долины Шарон через горную цепь Кармел. Между 1925 и 1939 гг. Восточный институт Чикаго организовал здесь раскопки, но ниже 5-го слоя площадь работ была значительно сокращена. Город раннебронзового века был построен в 3000 г. до н.э. на месте, периодически заселенном с неолита. Вследствие своего важного стратегического положения на сухопутной дороге из Египта в Сирию город превращается в большой укрепленный центр. Существовал до 350 г. до н.э., пережив несколько разграблений, причем жизнь здесь почти не прерывалась, и слои отражают все культурные изменения, происшедшие за это время. Заслуживают внимания клад изделий из слоновой кости 13 в. до н.э, шахта в скале и 70-ярдовый (64 м) проход, дававший ханаанеям доступ к источнику, а также конюшни израильских царей 850 г. до н.э.

«МЕДВЕЖЬИ ПЕЩЕРЫ», наиболее представительная группа памятников натурального творчества мустье. Объектом многовекового «коллекционирования» в таких комплексах были характерные части туши большого пещерного хищника (головы и конечностей). Медведь как основной соперник человека в межвидовом противостоянии занял исключительное место во всем мировосприятии палеоантропа. В тяжелых условиях холодного и сырого климата начавшегося вюрма выживание каждого вида в карстовой зоне обеспечивалось природной экологической микронишей — пещерой (относительная сухость, ориентировка и др.). Источниковедческая выразительность этой группы памятников обусловлена высокой сохранностью тематических «коллекций», размещавшихся неандертальцами в пещерах (в отличие от собраний символов других зверей, располагавшихся под открытым небом). «М. п.» распространены от Испании до черноморского и каспийского побережий Кавказа. При изучении этих памятников особое значение имела пещера Драхенлох (Швейцарские Альпы, высота 2 445 м), где были открыты особые конструкции (каменные ящики с черепами и др.), в которых неандертальцы сохраняли свои символические реликвии. В противовес атрибуции «М. п.» как свидетельств духовно-материальной деятельности палеоантропа выдвигалось предложение считать подобные «оссуарии» остатками гигантских хозяйственных запасов. Раскопки в Регурду (Франция) полностью подтвердили символическую природу всех «М. п.». Продолжение такой практики видится в этнографическом «медвежьем празднике» (глобальное явление первобытной культуры глубиной не менее 40 000–50 000 лет). «Медвежьи» комплексы мустье объясняют не только сохранение этой темы в каноническом анимализме неоантропа, но и противопоказанное искусству размещение «картинных галерей» в непроглядном мраке пещерной глубины. Объяснение — в исключительной, свойственной только палеолиту стереотипной устойчивости традиций, преодолевающей тысячелетия, антропологические и исторические рубежи.

МЕДНЫЙ ВЕК (англ. copper age, нем. Kupfersteinzeit), в соответствии с принципами системы трех веков означает период, когда медь была главным материалом для основных орудий и оружия человека. Выделение этого периода встречает определенные трудности, т.к. медь поначалу встречается довольно редко, и рано начинаются эксперименты по получению сплавов. Более удачными являются термины «энеолит» или «халколит», предполагающие использование как меди, так и камня, который применяется наряду с бронзой и в более поздний период. Во многих районах, особенно в Европе и Азии, между неолитом и бронзовым веком известен обособленный период, в течение которого в употребление входит медь. Термин является условным. В Азии М. в. соответствует зарождению цивилизации, в Европе — крупным передвижениям племен кубков и шнуровой керамики, а возможно, появлению индоевропейских языков.

МЕДЬ (англ. copper, нем. Kupfer), один из первых металлов, применявшихся человеком, поскольку М., как и золото, встречается в природе в чистом виде и не требует плавки. Позже извлекалась из различных руд, карбонатных (малахит), оксидных и сульфидных. Форму М. можно было придать простой ковкой, которой попутно увеличивали твердость изделия. Довольно скоро были реализованы возможности литья. Первоначально использовались открытые формы, так как в закрытой трудно получить нерастрескавшуюся отливку. В Старом Свете последние появляются лишь с началом технологии сплава М. и олова и получения бронзы, когда эту сложность удалось преодолеть. В Новом Свете в культуре Паракас в Перу уже практиковали плавку методом выплавляемой модели. Ко времени европейского вторжения эта технология распространилась от юго-запада США до Аргентины.

МЕЖИРИЧИ, известный памятник верхнего палеолита, расположенный в среднем течении р. Днепр. В настоящее время на стоянке открыто четыре крупных наземных жилища, построенных с применением крупных костей и бивней мамонтов. Внутри жилищ располагались очаги с приочажными кухонными устройствами, производственные центры, ямки-хранилища. На стоянке собран богатый каменный и костяной материал, например чашки-светильники из коленных чашечек, женские статуэтки, пряжки, застежки, иголки, красная охра, янтарь и пр. В одном из жилищ обнаружен набор крупных костей, украшенных орнаментом и изображениями огня.

МЕЗИН, знаменитая верхнепалеолитическая стоянка, расположенная в Северном Поднепровье, близ г. Новгород-Северский. На памятнике исследовано несколько небольших округлых наземных жилищ, окруженных ямами-хранилищами и производственными центрами. Конструкция жилищ аналогична жилищам стоянки Добраничевка и памятникам бассейна р. Десна. Кремневый инвентарь разнообразен: среди орудий преобладают резцы, скребки, проколки, острия с притуплённым краем (табл. 5, 7). На памятнике много прекрасно обработанной кости — это предметы искусства, украшения, различная утварь, орудия труда. Многие костяные вещи украшены «мезинским» орнаментом, в котором используется мотив меандра. В жилище 1 найден набор крупных костей, которые предположительно считаются ударными музыкальными инструментами. Судя по фаунистическим остаткам, стоянка была населена в зимнее время, здесь активно охотились на пушного зверя, в частности на песца, возможно, мех служил и для обмена. Памятник датируется поздневалдайским (вюрмским) временем.

МЕЗОЛИТ (англ. mesolithic), переходный период от палеолита к неолиту, когда в новых условиях, созданных отступлением ледников около 8300 г. до н.э., продолжал существовать прежний охотничье-собирательский образ жизни. Холодостойкую флору и фауну заменяли современные виды, но земледелие по-прежнему не было известно. Мезолитические кремневые индустрии часто характеризуются изобилием микролитов. Период заканчивается с переходом к производящему хозяйству неолита, основанному на скотоводстве и земледелии. На Ближнем Востоке, остававшемся свободным от ледников, изменение климата сыграло меньшую роль, чем в Северной Европе, земледелие распространилось вскоре по окончании плейстоцена. В этой области мезолитический период был коротким и плохо дифференцированным, с удалением от раннеземледельческих центров он становится длиннее. В Британии переход от мезолита к неолиту совершился не ранее конца 4-го тысячелетия до н.э.

МЕЛОС (Melos), один из островов Кикладского архипелага в Эгейском море, известен как основной источник обсидиана, торговля которым сделала остров процветающим. В Филакопи обнаружено три поселения, относящихся к раннекикладскому II, средне- и позднекикладскому периодам соответственно. На них проявляется растущее влияние минойской культуры Крита, причем последнее выглядит скорее как провинциальный минойский город. С другой стороны, остров поддерживал тесные контакты с Грецией и с упадком культуры Крита полностью входит в сферу микенского влияния.

МЕМФИС (Memphis), один из ведущих городов Нижнего Египта, периодически — столица всей страны. Находится в том месте, где Нил начинает делиться на рукава дельты. Сохранились могильники, расположенные к западу от города, особого внимания заслуживают пирамиды и сфинкс в Гизе.

МЕНГИР (англ. menhir), отдельно стоящий камень, устанавливался вертикально. М. с трудом поддаются датировке, но некоторыми образцами (Ирландия и Юго-Западная Англия) отмечены захоронения, начиная с периода кубков до средне- и позднебронзового века. Предполагается, что часть бретонских М. относится к тому же или чуть более раннему времени. Некоторые камни этих территорий украшены чашевидными знаками. Другие М., несомненно, более позднего времени, камни устанавливались многими народами в самые различные периоды (см. Аллеи менгиров, Статуи-менгиры).

МЕНЕС (Menes), согласно греческим источникам, фараон, объединивший Египет и основавший I династию в 3200 г. до н.э. Возможно, М. и Нармер — одно и то же лицо.

МЕРИМДЕ (Merimde), поселение на западном берегу дельты Нила, представляющее одну из наиболее ранних культур Египта, близкую к файюмской. Выявлены три стадии заселения, получена радиоуглеродная датировка — 4180 г. до н.э. Мертвых хоронили под полом жилищ в скорченном положении. Жители питались ячменем и эммером, разводили крупный рогатый скот, овец и свиней. Обнаружены кремневые серпы, наконечники стрел с выемкой в основании, пирамидальные и сферические булавы, камни для метания, рыболовные крючки, пряслица и примитивные каменные топоры. Керамика М. низкого качества, имеет примесь соломы, часто покрыта ангобом.

МЕРОЭ (Meroe), город в Судане, после Напаты стал столицей государства, процветавшего в Нубии в 750 г. до н.э. — 350 г. н.э. Монархия испытала сильное влияние Египта, ее могущество возрастало по мере упадка египетского государства. В 8 в. до н.э. царь Пианхи вторгся в Египет и основал здесь XXV династию.

МЕРСИН (Mersin), телль Юмук-тепе высотой 80 футов (24,4 м), находится на прибрежной равнине в Киликии, на южном побережье Турции. Исследовался Гарстангом до и после второй мировой войны. Древнейшие слои, достигнутые им, относились к раннему неолиту и характеризовались монохромной штампованной керамикой, радиоуглеродная датировка — 6000 лет до н.э. Энеолитические слои связываются с памятниками Месопотамии (Хассуна, Халаф, Убейд) по импортной керамике. Заслуживает внимания крепость в XVI слое. Памятник был последовательно заселен народами бронзового века Анатолии, хеттами, ранними греками и затем византийцами и арабами.

МЕРСИЯ (Mercia), провинция англосаксов в Центральной Англии на границе с Британией. Период гегемонии М. над остальными королевствами относится к 7–8 вв. Наиболее известными королями М. были Пенда (632–654 гг.) и Оффа (757–796 гг.). Позднее М. переживает упадок, а под натиском датчан и уэссексцев исчезает.

МЕТАТЕ (metate), термин американской археологии, означает плоскую или вогнутую плиту, на которой растирали маис (см. Мано, Зернотерка).

МЕХИ (Mehi), телль в Южном Белуджистане, при раскопках которого выявлен материал культуры Кулли и цивилизации долины Инда. Он, по-видимому, представляет собой хараппский (индский) торговый пункт на территории Кулли. Рядом с поселением находился могильник по обряду кремации, на котором найдено множество медных предметов. Особого внимания заслуживают каменные сосуды с нарезным орнаментом. Идентичные находки известны в Мохенджо-Даро на востоке и Южном Иране, а также раннединастической Месопотамии на западе, где они датируются примерно 2800 г. до н.э.

МЕЧ (англ. sword, нем. Schwert), боевое оружие и знак престижа, изготавливался из бронзы и железа. Лезвие М. может быть рубящим, колющим или совмещать эти функции. Отличается от кинжала длиной, а от рапиры — шириной лезвия и рукоятью с закраинами. М., заостренные с одной стороны, встречаются редко, они называются саблями (sabres или falchions). Лезвия М. слегка отличаются друг от друга, но большинство классификаций основываются на форме эфеса и плечиков (рис. 92). М., возможно, появился в Венгрии и быстро проник в бассейн Эгейского моря (в шахтовых гробницах Микен он появляется около 1650 г. до н.э.), остальную Европу и Западную Азию. До появления огнестрельного оружия М. оставался одним из основных видов вооружения.

Рис. 92. Типы мечей: а — микенский; b — бойю; с — листовидный «U»-типа; d — листовидный «V»-типа; е — карпоязычный; f — с антенной; g — гальштатский. Типы наконечников ножен: h — языковидный (связан с «с» — «d»); i — мешковидный (связан с «е»); j — крыловидный (связан с «g»). Детали меча: 1 — лезвие; 2 — рукоять; 3 — плечико; 4 — закраина; 5 — отверстие для заклепок или прорезь для крепления пластин рукояти; 6 — головка рукояти; 7 — фланец.

МИДИЙЦЫ (англ. Medes), народ, говоривший на индоевропейском языке и родственный персам, населял Северо-Западный Иран. Между 8 и 6 вв. до н.э. они играли активную роль в сложной политике Ближнего Востока, крупнейшим их достижением стала победа над Ассирией под руководством Киаксара в 612 г. до н.э. Хотя инициатива при Кире перешла к персам, М. оставались партнерами в империи Ахеменидов, созданной этим царем. М. широко представлены на фризах Персеполя (рис. 114).

МИКЕНЦЫ (англ. Mycenaeans), в строгом смысле обитатели Микен, термин подразумевает также народ позднебронзового века, населявший Восточную и Южную Грецию и сопредельные районы, имевший ту же культуру и язык. Самоназвание этого народа — ахейцы, их достижения зафиксированы в легендах классического периода. Предки М., по-видимому, появляются в Греции около 2000 г. до н.э., с ними распространяется минийская керамика, а также индоевропейский язык. Микенская цивилизация возникает около 16 в. до н.э., обогатившись многими признаками материальной культуры минойцев. Поздние источники сообщают также о прибытии новых правителей, авантюристов с Востока. К 1450 г. до н.э. могущество М. выросло настолько, что они взяли под контроль Кносс и восточносредиземноморскую торговлю, в т.ч. кипрской медью (см. Гелидония). Торговля распространилась также на центральное Средиземноморье и континентальную Европу, одним из предметов потребления был балтийский янтарь. Период гегемонии Микен продолжался около 150 лет, пока ряд событий на материке не положил ей конец. Причины упадка до сих пор не ясны. Троянская война в конце 13 в. до н.э. является свидетельством неспокойного положения к востоку от Эгейского моря. Имеются сведения о депопуляции в Южной Греции, примерно в то же время открывшей дорогу вторжению дорийцев и заморским миграциям греков. М. жили в цитаделях, обнесенных мощными стенами, за ними находились дворцы типа мегарона, примеры которых находятся в Микенах, Тиринфе и Пилосе. Заимствованы многие минойские признаки — фрески, расписная керамика (фото 58), мастерски выполненные печати, художественные металлоизделия, глиняные таблички и т.д. (рис. 93). Линейное письмо Б отражает отношения двух цивилизаций, оно является приспособлением для нужд греческого языка минойской письменности, освоенной пришельцами с материка, которые захватили Кносс. Письмо постепенно появляется на многих континентальных памятниках, в нем содержится большое количество информации о М. Могильники располагались вне городских стен. В самих Микенах найдены чрезвычайно богатые шахтовые гробницы начала периода (фото 59), отмеченные прекрасными резными стелами. Обнаружены также более распространенные камерные гробницы и толосы. Хотя период могущества Микен был недолгим, их влияние распространилось чрезвычайно широко, от Амарны в Египте до Трои, западной границей являются Сицилия и Сардиния, северной — Балтика и Британия.

Рис. 93. Микенские воины охотятся на львов (инкрустированный кинжал из V шахтовой гробницы в Микенах).

Фото 58. Микенский стремевидный сосуд с изображением осьминогов.

МИКЕНЫ (Mycenae), город, давший название периоду бронзового века Греции, находится на Аргосской равнине в Восточном Пелопоннесе. Окружен массивными стенами циклопической кладки, доступ в город открывался через монументальные Львиные ворота (рис. 94). На вершине холма обнаружены остатки дворца, ниже на склоне частично сохранились остатки домов. Постройки нижнего города, вне стен, известны лучше. Подземные резервуары обеспечивали защитников города водой. За воротами находились шахтовые гробницы круга А, обнаруженные Г.Шлиманом в 1874 г. В 6 гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня — оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски (фото 59), а также керамика 16 в. до н.э. Над могилами установлены стелы, на которых вырезаны изображения колесниц, сцен охоты и спиральный орнамент. В 1951 г. найден второй круг шахтовых гробниц, относящийся к более раннему времени и не такой богатый. Потомков царской семьи хоронили в больших толосах, ошибочно приписываемых персонажам гомеровского эпоса, Атрею, Клитемнестре и др. Город устоял перед событиями 13 в. до н.э. лучше, чем другие города континента, но около 1100 г. до н.э. был разрушен, сохранившись в руинах и легендах.

Рис. 94. Микены. Львиные ворота.

Фото 59. Золотая маска из V шахтовой гробницы в Микенах.

МИКЕРИН (Mykerinus, Men-kau-re), фараон IV династии Египта, им сооружена третья пирамида группы Гизы. М. правил около 2510 г. до н.э.

МИКРОЛИТ (англ. microlith), мелкое орудие, выполненное на пластине или отщепе размером меньше дюйма (около 2,5 м). Часто встречаются М. геометрических форм (треугольники, трапеции), некоторые могли использоваться без насадки. Применялись в качестве наконечников стрел, некоторые вставлялись в расщепленную основу из кости, дерева или рога (рис. 5). М. характерны для мезолитического периода Старого Света, хотя и не ограничены им.

Рис. 95. Способы закрепления микролитов в качестве наконечников стрел.

МИКРОРЕЗЕЦ (англ. microburin, нем. Mikroschtichel), побочный продукт производства микролитов. На пластине делается сужающаяся выемка, после чего пластину разламывают, одна часть становится микролитическим инструментом, на другой (микрорезец) видны следы выемки, а также скола (рис. 96). Трапециевидные микролиты получались из центральной части пластины, сломанной в двух местах; в таком случае обе стороны выглядели как М.

Рис. 96. Последовательность операций при получении микрорезца.

МИЛАВЧЕ (Milavce или Milavec), расположенный близ Домажлице (Чехословакия) типичный памятник культуры Южной Чехии (милавечской), вероятно происходящей от культуры курганных погребений бронзового века, но обнаруживающей элементы нового обряда полей погребальных урн. Тела мертвых сжигались, прах ссыпали в литой бронзовый котел на колесах, который затем хоронили под курганом (см. Кновизская культура).

МИЛДЕНХОЛЛ (Mildenhall), город в Саффолке, знаменитый кладом из серебряных предметов, найденных здесь при вспашке в 1942 г. Клад включал серебряную утварь состоятельной римской семьи, возможно, был закопан из опасения перед набегами саксов в 4–5 вв. и не найден. Особого внимания заслуживает блюдо весом в 18 фунтов (8,1 кг) и размером в 2 фута (0,6 м) в поперечнике, украшено великолепным рельефом, изображающим Вакха и его спутников (фото 60).

Фото 60. Серебряное блюдо из Милденхолла (Англия).

МИЛЫ1А (milpa), термин американской археологии, означающий маисовое поле. Чаще всего участок, использовавшийся только несколько лет в рамках подсечно-огневой системы земледелия.

МИЛЬЯРЕС, ЛОС- (Los Millares), укрепленный город с выступающими бастионами и четырьмя отдельно стоящими фортами, находится недалеко от побережья Альмерии (Юго-Восточная Испания). В начале века раскопан Л.Сиретом. В 2345 г. до н.э. (радиоуглеродная датировка) после разрушения стены города были восстановлены. Могильник за его пределами содержит около сотни коридорных гробниц типа толосов с амбразурами. В керамике присутствуют альмерийские типы, появляются острореберные сосуды, богато орнаментированная посуда, в т.ч. символ-керамика. Та же символика наблюдается в различных «идолах» (рис. 97), керамических, костяных и каменных. Наконечники стрел двусторонне обработаны, известны листовидные, ромбические и черешковые типы (выемчатые сосредоточены на юго-западе). Отмечается широкое распространение меди. Ряд ученых рассматривают памятники типа М. как колонии восточносредиземноморских культур или как продукт местного развития под влиянием урбанизации, а также торговли. Культуру М. сменяет культура кубков.

Рис. 97. Лос-Мильярес. Каменный идол.

МИНДЕЛЬ (Mindel), второе оледенение плейстоцена в Альпийской области.

МИНИЙСКАЯ КЕРАМИКА (англ. Minyan Ware), серая или желтая гончарная керамика высокого качества, впервые появляется в Трое VI и в Греции к концу раннеэлладского периода (19 в. до н.э.). Позже из нее развивается микенская керамика. По-видимому, М. к. отражает продвижение нового народа, первых грекоязычных жителей, в бассейн Эгейского моря.

Рис. 98. Атлеты с быками (оттиск критской печати).

МИНОЙЦЫ (англ. Minoans), народ, населявший о. Крит в бронзовом веке. Термин, производный от имени легендарного царя Миноса, предложен сэром Артуром Эвансом. М., первые цивилизованные европейцы, характеризуются высоким уровнем жизни, материальные условия во многом напоминают современные. Как культурная группа М. появляются около 2500 г. до н.э., возможно, они представляют синтез анатолийских иммигрантов и местного неолитического населения, поддерживались торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Около 2000 г. до н.э. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы, Кносс, Маллия и Фест (чисто минойское явление). Расширяется заморская торговля. Пик развития был достигнут в конце среднеминойского и начале позднеминойского периодов, 18–15 вв. до н.э., когда Крит контролировал юг Эгейского моря и множество островных поселений. После разрушения дворцов около 1450 г. до н.э. (возможно, катастрофическим извержением вулкана Санторин) остров попадает под контроль грекоязычных микенцев, сохранявшийся примерно полвека. Разрушение Кносса в 1400 г. до н.э. в результате мятежа, вторжения с материка или природной катастрофы знаменует закат критского периода величия.

Фото 61. Ритон в виде головы быка из Кносса (стеатит, золото).

Термин М. имеет строго культурное значение. Сохранившийся антропологический материал показывает, что критяне были смешанной в расовом отношении группой. Лингвистических источников пока не хватает, иероглифическая письменность Крита до сих пор не расшифрована. Предпринятые попытки реконструировать язык линейного письма А как семитский или анатолийский неубедительны. Линейное письмо Б успешно расшифровано, за ним скрывается ранняя форма греческого языка, записанная в слоговой системе, она относится, однако, к периоду континентальной гегемонии, тяготеет скорее к микенцам, чем к М. Великолепие минойской культуры поражает даже современного человека. Хотя многие ее признаки зарождаются в Анатолии, Египте и Сирии, критская цивилизация не только представляет самостоятельное явление, но во многом превосходит своих современников где бы то ни было. Минойские дворцы прекрасно устроены, оборудованы системой канализации, в целом архитекторы стремились к тому, чтобы сделать жизнь удобнее, а не к показному великолепию. В то же время стены дворцов украшены обильными росписями. Роскошь проявлялась и в крупных городских домах и не была привилегией царских резиденций. Критская керамика относится к числу наиболее художественных произведений мира, в орнаменте присутствуют абстрактные криволинейные и растительные мотивы, а также морские пейзажи. Из камня вырезались сосуды, статуэтки и прекрасные печати. Высокий уровень достигнут в обработке бронзы и золота (фото 61). Сведений о религии М. у нас мало, по-видимому, жители поклонялись Богине-матери, культовое назначение приписывается статуэткам, жертвенным дарам, священному двойному топору (лабрису) и «посвятительным рогам». Богине поклонялись в скальных святилищах (расположены на вершинах холмов), но не в храмах. Характерной чертой быта М. был бой с быками. Фрески, печати и статуэтки изображают атлетов, прыгающих через быка (рис. 98); к сожалению, остается неясным, светский или религиозный характер носили эти игры.

МИТАННИ (Mitanni), царство, возникшее в предгорьях междуречья Тигра и Евфрата около 1500 г. до н.э. Столица М. Вассукканни до сих пор не обнаружена. Государство процветало чуть более 100 лет, поддерживая более или менее равноправные отношения с Египтом и хеттами, пока не было разрушено последними около 1370 г. до н.э. Население М. было преимущественно хурритским, но правящая династия, судя по именам царей и богов, призываемых в тексте сохранившегося договора, была индоевропейской.

МИТЛА (Mitla), памятник в 25 милях (40,2 км) к юго-западу от Оахаки в Мексике. Люди появляются здесь задолго до 600 г. до н.э., когда М. становится аванпостом цивилизации Монте Альбан. В 8–10 вв. Монте Альбан пустеет, а в М. возводится оборонительная стена и строятся пирамиды. Город становится важным религиозным центром. Большинство сохранившихся дворцов относится к позднему времени (монте-альбанский период V), в них жили еще во время колонизации, когда М., по-видимому, является резиденцией верховного жреца сапотеков. Некоторые фрески выполнены в чисто миштекском стиле, хотя сама М., вероятно, оставалась под контролем сапотеков.

МИТРА (Mithras), персидское божество, культ которого широко распространился в Римской империи и был противопоставлен раннему христианству, особенно в военных кругах. М. изображался как молодой человек во фригийской шапке, часто стоящий на коленях на спине быка и поражающий его ударом меча в горло (фото 62). Митреум представляет собой сооружение (часто полуподземное) с проходом между широкими уступами, на которые опирались молящиеся во время церемоний. На дальней стене могла помещаться фреска или рельеф с изображением М.

Фото 62. Рельеф из Уолбрук Митреум, изображающий Митру.

МИХЕЛЬСБЕРГСКАЯ КУЛЬТУРА (Michelsberg), неолитическая культура Бельгии, Северной Франции, Рейнской области и части Швейцарии. Граничит с дунайской культурой, культурами воронковидных кубков и западного неолитического комплекса, заимствует признаки всех трех. Существует множество локальных подгрупп, в бельгийской встречены листовидные наконечники стрел, роговые гребни, известны кремневые шахты и ограды, аналогичные «лагерям с вымостками»; эта подгруппа могла иметь контакты с британской культурой Уиндмиллхилл.

МИШТЕКИ (Mlxtec), народ, живший в гористой местности Оахака в Южной Мексике. Сохранились некоторые книги (кодексы), позволяющие проследить историю М. вплоть до 695 г. Долгое время их деятельность была ограничена районом первоначального обитания, но в 14 в. благодаря военной силе и политическим маневрам они внедряются на территорию сапотеков и занимают почти всю долину Оахаки (Монте Альбан, Митла). М. известны как искусные ремесленники, они славились металлообработкой, росписями, камнерезным ремеслом и бирюзовыми мозаиками. Влияние их искусства проявляется к северу до Чолулы (штат Пуэбла), где возникает локальный стиль, в свою очередь оказавший влияние на искусство ацтеков. Множество прекрасных изделий на ацтекской территории выполнены миштекскими мастерами. Некоторые районы М. вскоре были покорены ацтеками, на юге М. оставались независимыми до появления испанских колонизаторов.

МНОГОВАЛИКОВОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРА, в степях Причерноморья сменяет катакомбную и предшествует срубной культуре. Погребения М. к. к. совершались в ямах (со срубами), каменных ящиках и подбоях. Распространенная деталь инвентаря — костяная пряжка. Керамика (редкая в могилах) украшена характерным многоваликовым и прочерченным орнаментом. Особое значение имеют роговые дисковидные псалии (находят аналогии в Микенах), известны бронзовые проушные топоры, ножи, каменные топоры, булавы. Датировка М. к. к. — 17–15 вв. до н.э.

МОГОЛЬОН (Mogollon), культура, процветавшая на юго-востоке штата Аризона и юго-западе Нью-Мексико с 100 г. до н.э. по 14 в. н.э. Происходит от варианта Кочис культуры Пустынь. Однако носители М. были оседлыми земледельцами, жившими в землянках. Начиная с 1000 г. они попадают под влияние своих северных соседей анасази и начинают строить пуэбло. К позднему периоду принадлежит одна из лучших керамических серий американского юго-запада — расписная керамика Мимбрес с изображением черных стилизованных животных на белом фоне (фото 63).

Фото 63. Керамика культуры Могольон (стиль Мимбрес).

МОДСЛЭЙ (Maudslay), Альфред Персиваль (1850–1931 гг.), английский ученый, одним из первых посетил и дал научное описание крупнейших памятников майя. К 1894 г. на собственные средства М. организовал семь экспедиций, в процессе которых фотографировал, рисовал и снимал планы таких памятников, как Киригуа, Паленке и Чичен-Ица. Результаты своих работ М. опубликовал в серии «Биология Центральной Америки, или Исследования флоры и фауны Мексики и Центральной Америки» (1892–1902 гг.). Его отчеты по-прежнему являются ценным источником информации, а тексты, которые он транскрибировал, заложили основы первых исследований иероглифов майя.

МОЗАИКА (англ. mosaic), техника украшения, в основном применяется для пола и стен. На цементную основу в определенном порядке укладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла (т.н. тессеры). Искусство М. было развито в римское время и позже, требовало значительного художественного вкуса.

МОЛЛЮСКИ (англ. mollusks), довольно часто встречаются в известняковых отложениях и могут дать полезную информацию в случае, если они связаны с археологическими остатками. Многие виды живут только в определенных условиях. Группа М. из одного отложения часто указывает на преобладающие условия (стоячая вода, влаголюбивая растительность и т.д.). Результат часто имеет определенное значение при исследовании заполнения рва или насыпи кургана. По наличию холодостойких или теплолюбивых видов можно установить общие климатические условия. Слой, содержащий М., может быть с оговорками датирован по геологической шкале. Морские М. реже привлекаются для таких исследований, хотя они являются источником по истории Балтики, отражая перемены от пресной воды к соленой и солоноватой. Большое значение имеет их использование древними племенами в качестве источника пищи (кьеккенмединги) и для украшений. Часто служили предметом торговли (см. Каури, Спондилус).

МОЛОДОВСКАЯ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, представлена группой многослойных памятников на Среднем Днестре и бассейне р. Прут. Выделяется четыре этапа существования культуры: 1 — древнее 30 000 лет, 2 — 30 000–28 000 лет, 3 — 23 000 лет, 4 — 20 000–10 000 лет назад. Кремневая индустрия последовательно развивается во времени. Характерными чертами кремневого инвентаря являются острия, пластины с краевой ретушью, скребки на длинных пластинах. Орудия постепенно уменьшаются в размерах, меняется соотношение и характер резцов и скребков, значительно возрастает количество пластинок и острий с притуплённым краем (табл. 5, 1–3).

МОЛОДОВСКАЯ МУСТЬЕРСКАЯ КУЛЬТУРА, представлена группой памятников, расположенных в долине р. Днестр, неподалеку от г. Черновцы (стоянки Молодово 1, 5, Кормань 4). На всех памятниках представлены многочисленные мустьерские и верхнепалеолитические культурные слои. Для кремневого инвентаря М. м. к. характерна леваллуасская техника раскалывания, дающая весьма совершенную заготовку. Среди орудий наиболее выразительно представлены разнообразные скребла, леваллуасские острия и мустьерские остроконечники (табл. 4, 6). На стоянке Молодово 1 открыто первое мустьерское жилище овальной формы размером 7?10 м, обложенное по периметру крупными костями мамонта. Внутри жилища обнаружено 15 очагов, выразительные производственные центры. Остатки аналогичных жилищ открыты на стоянках Молодово 5 и Кормань 4.

МОЛЬФЕТТА (Molfetta), город на итальянском побережье Адриатического моря близ Бари. В 1,5 мили (2,4 км) в глубь материка находится огромная обрушившаяся пещера Пуло. Рядом с ней расположено неолитическое поселение и могильник, типичные памятники южноитальянской керамики импрессо, получены радиоуглеродные даты (около 4300 г. до н.э.). Примерно в 1500 г. до н.э. низину и пещеры заселяют носители раннего варианта апеннинской культуры.

МОНДЗЕЕ (Mondsee), культура медного века Верхней Австрии, известна свайными поселениями и орнаментом керамики, который включает круги с белой инкрустацией и звезды. Носители культуры были первыми металлургами местной медной руды.

МОНТЕ АЛЬБАН (Monte Alban), основной церемониальный центр на территории сапотеков (Оахака, Мексика). Памятник имеет многовековую историю. Период I (600–300 гг. до н.э.): на вершине холма возводятся первые строения, известно иероглифическое письмо, счет, основанный на цифрах, изображавшихся черточками и точками, при помощи календарного цикла фиксировались даты. Период II (100 г. до н. э — 150 г. н.э.) в значительной степени обнаруживает преемственность с предыдущей стадией, однако добавляются новые элементы, заимствованные в предклассических культурах области майя. К этому периоду относится обсерватория — здание украшено резными знаками, повествующими о завоевании вражеских городов. В конце стадии наступает короткий переходный период (150–300 гг.), во время которого появляются признаки контактов с Теотихуаканом. Период IIIв (300–600 гг.) характеризуется сильным влиянием Теотихуакана. Местные и внешние черты сливаются и образуют культуру сапотеков. После второй переходной фазы М. А. достигает своего расцвета в периоде IIIв. К нему относится большинство сохранившихся зданий, но затем наступает упадок, и между 700 и 950 гг. поселение пустеет. Период IV: памятник не заселен, хотя захоронения продолжают совершаться (Митла). Период V: в начале 14 в. эта часть Оахаки контролируется миштекскими племенами, которые производят вторичные захоронения в гробницах М. А. К этому периоду принадлежат сокровища гробницы 7 с золотыми и серебряными украшениями, изделиями камнерезного ремесла и костяными предметами, на которых выгравированы иероглифические и календарные надписи.

МОНТЕЛИУС (Montelius), Оскар (1843–1921 гг.), шведский археолог, автор хронологической системы, разделившей доисторическую эпоху Европы на несколько периодов (четыре в неолите, три в бронзовом веке). Ему удалось установить абсолютные даты этих периодов благодаря перекрестной датировке египетских вещей во всей Европе. Система М. преодолела недостатки «эпох» Г. де Мортилье, однако позже начинает доминировать концепция культурных групп, каждая из которых имеет собственное распределение в пространстве и времени.

МОНТЕОРУ (Monteoru), укрепленное поселение близ Бухареста, типичный памятник культуры средне- и позднебронзового века (1600–1300 гг. до н.э.), которая занимала большую часть территории Восточной Румынии. Культура М. — местного происхождения, но испытала влияние как с юга (фаянс в торговом обмене), так и из степей. Инвентарь культуры характеризуется широким разнообразием форм керамики и металлических изделий.

МОНТЕСПАН (Montespan), известный со средневековья подземный тоннель (департамент Верхняя Гаронна, Франция). Именем Норбера де Кастере, исследовавшего М. (1922 г.), названа тупиковая боковая галерея, расположенная примерно в 1 045 м от входа. Самым примечательным в ней оказался т.н. «монтеспанский медведь», массивная фигурная болванка из глины, увенчанная натуральной головой зверя и задрапированная его шкурой. Так выглядел уже перезревающий эту форму натуральный макет на заре эпохи Homo sapiens (шательперрон?). В ходе инициации подростки поражали «медведя» копьями и лепными «шарами». Долго державшаяся в литературе мадленская датировка объекта не аргументирована. Другие реликвии галереи Кастере, открывающей широкую картину почти полностью уничтоженных временем пещерных ателье глиняной лепки, — крупные глиняные фигуры зверя (в виде фрагментов) и их предбарельефные модификации (см. Глиняный период).

МОРТИЛЬЕ (Mortillet), Габриэль де (1821–1898 гг.), французский археолог, ученик Э.Лартэ, в 1864 г. основал один из первых археологических журналов «Materiaux pour l’Histoire positive et philosophique de l’Homme». Основной вклад М. в археологическую науку составляют его классификации, особенно для палеолита. Палеонтологические критерии Лартэ он заменил археологическими, основной упор был сделан на формах орудий, а не на остатках фауны. М. распространил на археологию геологическую систему периодов или эпох, каждая из которых характеризуется ограниченным набором ископаемых типов. Каждая эпоха получила название от памятника, где диагностический материал представлен лучше всего. К 1869 г. система М. для каменного века включала следующие подразделения: тенэйская (эолиты в настоящее время в расчет не принимаются), шелльская, мустьерская, солютрейская, ориньякская, мадленская и неолитическая робенгаузенская (получила название от озерного поселения) эпохи. С рядом уточнений эта классификация была принята повсеместно и сохранила значение в европейской терминологии до настоящего времени. Она имела, однако, существенный недостаток: М. рассматривал свои эпохи как стадии развития, имевшие универсальное значение, его схема усовершенствовала систему трех веков. Он не учитывал возможности локальных вариантов в пределах эпохи, и, как только археологи стали оперировать понятием «культура» вместо периодов, система М. (как и ей подобные) стала уходить в прошлое. Терминология М. претерпела некоторые изменения, так, понятие «мадлен» теперь применяют для некоторых локальных культур.

МОТЫГА (англ. hoe или mattock, нем. Hacke), инструмент для рыхления земли, рабочий край которого перпендикулярен оси насадки. Образцы из рога восходят к мезолиту, где они, вероятно, использовались для выкапывания корней. М. более характерны для производящего хозяйства неолита, применялись для обработки полей и садов. Могли иметь каменное навершие или целиком состоять из дерева. М. приходят на смену землекопалке, впоследствии у земледельческих народов появляется плуг.

Фото 64. Скульптура бородатого жреца (стеатит).

МОХЕНДЖО-ДАРО (Mohenjo-daro), одна из двух столиц цивилизации долины Инда, расположена на западном берегу р. Инд в 400 милях (643,6 км) к юго-западу от Хараппы. В 20-е гг. памятник исследовался Дж. Маршаллом, в 30-е гг. — Э.Маккеем, а затем М.Уилером и в недавнем прошлом — Дж. Дэйлсом. Город занимал площадь около квадратной мили (259 га) и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки). Крупные кварталы, разделенные широкими улицами с развитой дренажной системой (фото 32), разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Один из кварталов западной стороны возвышался над остальными и представлял собой 35-футовую (10,7 м) цитадель. Обнаружены следы укреплений из обожженного и сырцового кирпича. Внутри раскопаны зал собраний, «учебное заведение», большая общественная баня и хранилище. На вершине находится храмовое сооружение более позднего времени. Раскопки не удалось довести до древнейших слоев поселения из-за высокого уровня грунтовых вод. В результате бурения материал получен с глубины 39 футов (11,9 м) от дневной поверхности, холм возвышается над ней на 35 футов (10,7 м). Наводнения несколько раз опустошали город. Материал верхних слоев говорит об упадке культуры. О катастрофе, постигшей город, возможно, свидетельствуют группы непогребенных скелетов. Вторичное заселение (как в Хараппе) не прослеживается. Датировка этого поселения до сих пор является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300–1750 гг. до н.э. (фото 64).

МОЧИКА (Mochica или Moche), культура, происходящая из долин Моче и Чикама на северном побережье Перу, позднее ее носители распространяются на юг, завоевывая долины рек Санта и Непенья. М. известна ирригационными сооружениями, массивными храмовыми платформами из сырцового кирпича и керамикой. Особенно знамениты скульптурные сосуды, кувшины со стремевидным горлом (рис. 99), расписанные красновато-коричневой краской (изображались сцены религиозной, военной и повседневной жизни). Культура М. развивалась с начала нашей эры, конец ее связан с продвижением с юга культуры Уари в 7 в.

Рис. 99. Сосуд со стремевидным горлом.

МУМИЯ (англ. mummy), тело человека или животного, набальзамированное в соответствии с погребальными обрядами Древнего Египта. После помещения внутренних органов человека в канопу тело высушивалось натром, а затем обматывалось полотняными бинтами, между которыми можно встретить драгоценности, религиозные тексты, следы различных мазей. Человеческие М. затем помещались в деревянный, каменный или золотой саркофаг в форме человеческого тела, который устанавливался в гробнице (рис. 100). Все стадии процедуры сопровождались традиционными обрядами, кульминацией которых служила церемония «открытия рта», символически возвращавшая законченной М. жизнеспособность. Толчком к возникновению практики, вероятно, послужило случайное сохранение трупов при высушивании в условиях пустыни, в результате чего возникли представления о том, что сохранение тела необходимо для возрождения человеческой души. Мумифицирование практиковалось до конца периода фараонов в Египте. Термин М. распространяется также на завернутые в ткань человеческие тела, сохранившиеся благодаря высушиванию в пустынных районах Перу и в некоторых андских пещерах.

Рис. 100. Душа возвращается в могилу. Изображение на папирусе.

МУНДИГАК (Mundigak), телль близ Кандагара (Афганистан), где французским археологом Ж.-М.Казалем в 50-е гг. выявлена следующая стратиграфия: глинобитные постройки с грубой керамикой, энеолитические слои с сырцовой архитектурой и керамикой с черной росписью (керамика Кветта), радиоуглеродная датировка 2625 ± 300 г. до н.э., необычное здание с пилястрами, возможно, храм (в керамике обнаруживаются аналогии Кулли, а также хараппской цивилизации долины Инда), более поздний его вариант с пурпурной расписной на черном фоне керамикой, далее — постройки из сырцового кирпича, где была обнаружена серая или красная керамика и несколько железных предметов. Заселение памятника продолжается с конца 4-го тысячелетия до начала 1-го тысячелетия до н.э. Монументальные строения, не получившие должной оценки, обнаруживают влияние древних культур Месопотамии.

МУРАЛОВКА, известный памятник верхнего палеолита, расположен в Приазовье, близ г. Таганрог. Здесь были обнаружены остатки наземного жилища, окруженного каменной вымосткой, с очагом в центре. Техника расщепления и состав кремневого инвентаря очень своеобразны и позволяют выделить особую археологическую культуру, некоторые аналоги которой находятся на территории Центральной и Западной Европы (ладьевидные скребки и микроинвентарь на своеобразных чешуйчатых заготовках). Среди костяных изделий отмечаются фрагменты, украшенные гравировкой, а также фрагмент статуэтки (табл. 5, 4).

МУРЕКС (murex), средиземноморская раковина, источник красителя пурпурного цвета, принесшего славу финикийцам и присутствующего на расписной керамике минойцев.

МУСТЬЕ (Mousterian), кремневая индустрия, связанная с неандертальским человеком. Кремневый инвентарь мустьерского типа (скребла), треугольные остроконечники, сделанные на отщепах, и, в некоторых вариантах, хорошо обработанные ручные рубила встречаются почти во всех частях Евразии и в Северной Африке (табл. 3, 5–10). В этих областях М. составляет средний палеолит. В некоторых индустриях (типа Леваллуа-Мустье) орудия изготавливались на отщепах, выполненных в технике Леваллуа. Наиболее ранние мустьерские памятники восходят к рисскому оледенению, но большинство принадлежит к началу вюрмского, в целом мустьерский период продолжался с 70 000 до 32 000 лет до н.э.

МУФЛОН (англ. mouflon), дикий баран Юго-Западной Азии, ovis orientalis, встречался от Кипра и Сирии до Ирана. Именно эта порода первой подвергается доместикации, о чем свидетельствуют находки в Зави-Чеми-Шанидаре (9000 г. до н.э.) и Джармо (6000 г. до н.э.). Позже ее вытесняет у риал. Другой вид М., ovis musimon (лат.), до сих пор встречается на Корсике и Сардинии.

МЫСОВОЕ ГОРОДИЩЕ (англ. promontory fort), защищенное пространство между высоким берегом реки и оврагом, или на вершине холма, горы или скалы. Укрепления обороняют лишь наиболее доступные участки.

МЫШЬЯК (англ. arsenic), металл, встречается совместно с медью в некоторых рудных разработках, особенно в Центральной Германии. По-видимому, такая мышьяковистая медь, содержащая до 3% М., высоко ценилась и употреблялась сознательно для улучшения литейных качеств и твердости. Потеряла свое значение с развитием металлургии бронзы.

МЭЙДЕН КАСТЛ (Maiden Castle), памятник расположен в 2 милях (3,2 км) к юго-западу от Дорчестера, Дорсет (фото 65). М. К. исследовался М.Уилером в 1934–1937 гг. и является одним из крупнейших и наиболее изученных городищ в Британии. Старейшей постройкой является неолитический «лагерь с вымостками», через какое-то время возведенный здесь земляной длинный курган длиной 1800 футов (548,4 м) частично перекрывает рвы предшествовавшего сооружения. Люди вновь появляются здесь в раннем железном веке, строится городище, которое позже охватывает весь холм и достигает площади в 45 акров (18,2 га). М. К. становится постоянным поселением из каменных и деревянных хижин, соединенных мощеными тропинками. На следующей стадии на холме появляется новое население, которое дважды перестраивает и усиливает укрепления. Входы переоборудуются, старая крепость с одним валом превращается в твердыню с четырьмя концентрическими стенами. Ее защитники, по-видимому, были вооружены пращами; в участках, имевших стратегическое значение, сложены груды, содержащие до 22 000 камней. До 50 г. до н.э. поселение попало в сферу влияния белгов и стало племенной столицей дуротригов, здесь чеканилась монета, импортировались галльско-римские предметы роскоши. Во время римского завоевания крепость была захвачена легионом Веспасиана (убитые защитники похоронены в могильнике у восточных ворот). Римляне переместили оставшееся население в Дурноварию (Дорчестер). М. К. был заброшен до 4 в. н.э., когда здесь был построен римско-кельтский храм.

Фото 65. Городище Мэйден Кастл.

МЮЛЛЕР (Muller), Софус (1846–1934 гг.), датский археолог, был несколько оттеснен в тень своим современником Монтелиусом, но нисколько не уступал ему. В области полевых исследований М. усовершенствовал технику раскопок, в частности обратил внимание на взаимное положение погребений под курганом (на стратиграфию). Концепции общеконтинентальных хронологических периодов М. противопоставил представления о пестрой картине доисторических культур в Европе.

МЮНСИНГЕН-АМ-РАЙН (Munsingen-am-Rain), могильник железного века, насчитывающий более 200 погребений раннего и среднего латена, находится близ Берна (Швейцария). Могилы расположены вдоль горного гребня, прослежена горизонтальная стратиграфия (древнейшие погребения сосредоточены на северном конце могильника, позднейшие — на южном). Вместе с возможностью изучения типологии предметов это сделало М. важнейшим памятником для хронологии латенского периода в Центральной Европе.

Oleg Kovsh | AntikWar
© Copyright 2006 AntikWar. All rights reserved. Webmaster Oleg Kovsh