Интернет-магазин AntikWar


  mailto:olegantiquar@gmail.com

"Р"

РАДИАТА (англ. radiate), название монет Римской империи, на которых император изображался в солнечном венце (рис. 129), обычная практика в 3 в., хотя такие изображения встречаются раньше и позже. Варварские Р. — более поздние и ухудшенные образцы того же типа.

Рис. 129. Монета с изображением Постума.

РАДИМИЧИ, восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по р. Сож. В бассейне Сожа исследованы немногочисленные курганы с трупосожжениями 9–10 вв. В отличие от обряда других славянских племен Восточной Европы кремация обычно производилась на месте, на сооруженном основании насыпи. С конца 10 в. распространяется обряд ингумации, при котором покойные помещались на горизонте на ритуальном кострище. При преобладании обычной для славян западной ориентировки трупоположений в курганах Р. нередко встречается ориентировка покойных головой на восток; последнюю черту обряда связывают с наследием балтов. Этнографическим признаком Р. в курганном инвентаре являются семилучевые височные кольца, ареал которых в Восточной Европе практически не выходит за пределы бассейна р. Сож (табл. 31).

РАДИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (англ. radiometric assay), метод определения количества урана в образце путем измерения его радиоактивности. Принципы Р. а. и фторного анализа очень близки. Подобно фтору, уран постепенно поглощается костями из грунтовых вод и может дать относительную хронологию материала одного памятника. Различия разных памятников очень велики, например было показано, что зуб слона из Пилтдауна почти наверняка тунисского происхождения.

РАДИОУГЛЕРОДНЫЙ МЕТОД (англ. radiocarbon). Углерод-14 — радиоактивный изотоп, который образуется в атмосфере под действием космической радиации. Он действует как обычный углерод (12C), входящий в органическое вещество всего живого. Пропорции радиоактивного и инертного углерода одинаковы в атмосфере и биосфере (растительном и животном мире). Когда организм умирает, обмен углерода с атмосферой (углекислый газ) прекращается, 14C истощается при разложении, в дальнейшем не восстанавливаясь. Определение радиоактивности углерода в образцах выявляет пропорцию 14C и 12C, что в свою очередь, при известной скорости разложения 14C, дает возможность установить возраст объекта или, точнее, срок, прошедший с момента его смерти. Со времени открытия метода У.Ф.Либби в 1946 г. была получена ценная информация о прошлом человечества. Был открыт универсальный способ абсолютной датировки, совершенно независимый от субъективных археологических методов. Многие результаты удивили археологов, но согласованность дат между собой преодолела первоначальное сопротивление некоторых ученых и убедила в эффективности метода. Конечно, появилось много ошибочных дат вследствие загрязненности образца, ненадежной связи с археологическим контекстом, но, чем больше образцов подвергалось анализу, тем полнее и надежнее становилась хронологическая система. Следует помнить о трех недостатках метода. Прежде всего, полученные даты никогда не являются точными. Знак «±», который всегда следует иметь в виду, является статистическим, он означает, что в двух случаях из трех правильная дата укладывается в этом интервале. Во-вторых, скорость распада 14C во всех опубликованных примерах основывается на периоде полураспада в 5568 ± 30 лет (по прошествии 5568 лет распадается половина 14С, в течение еще 5568 лет — половина остатка и т.д.), сейчас становится ясно, что эта цифра слишком мала. Значение решено не изменять, пока не будет принята новая международная цифра. Тезис о неизменности скорости образования 14С также встречает возражения. Радиоуглеродные даты очень близки историческим или полученным при помощи дендрохронологического метода для последних 2000 лет. При расширении дендрохронологической колонки до 6500 лет по образцам калифорнийской сосны обнаружились серьезные расхождения, позволяющие предположить, что в то время в природе находилось гораздо больше 14С, так что истинные даты в солнечных годах гораздо раньше радиоуглеродных. Тем не менее Р. м. имеет много преимуществ перед остальными, даже если даты выражены в радиоуглеродных годах, а не в солнечных.

РАЗРЕЗ (англ. section), вертикальное обнажение слоев, выявляющее их стратиграфию.

РАЙНИО-КЛЭКТОН (Rinyo-Clacton), поздненеолитический стиль керамики в Британии (рис. 130). Из самого названия следует, что находки концентрируются в Шотландии (Райнио, Скара Брэ и некоторые мегалитические камерные гробницы) и в Южной Англии (поселения в районе восточного побережья близ Клэктона и дальше на запад — Эвбюри, Стонхендж, Вест Кеннет, Уиндмиллхилл, Вудхендж). Характерными являются плоскодонные чаши, расширяющиеся кверху. Обычный в Шотландии орнамент состоит из налепных валиков — кордонов, в Англии он часто дополняется нарезным геометрическим. Предшествующих форм в местных культурах керамика Р.-К. не имеет, что позволяет говорить об иммиграции носителей этой культуры на Британские о-ва.

Рис. 130. Керамика Райнио-Клэктон.

РАКОВИНА (англ. shell). В древности применение находили многие виды Р., не говоря о продовольственном значении содержимого (см. Кьеккенмединги). Тяжелые Р. устричного типа (тридакна) могли использоваться для изготовления орудий, когда подходящий камень был недоступен. Из больших Р. типа спондилус вырезали браслеты, бусы и диски для инкрустации (для бус, кроме того, применялась страусиная яичная скорлупа). Морские Р. меньших размеров, как двустворчатые, так и спиральные, шли на ожерелья по меньшей мере с верхнего палеолита. Применялись также ископаемые Р., особенно Dentalium, которые встречаются в форме удлиненных бус. Благодаря торговле Р. поступали в районы, удаленные от моря.

РАКУШЕЧНЫЙ ЯР, поселение эпохи неолита — энеолита на Нижнем Дону, близ станицы Раздорской. 23 культурных слоя, разделенных стерильными прослойками, достигают глубины 4,6 м; наиболее мощными (до 0,6 м) являются 4-й и 5-й слои, состоящие из раковин. Жилища наземные — очаги, хозяйственные ямы, ямки от столбов. Хозяйство комплексное — рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (кости крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, собак), земледелие лишь предполагается. В ранних слоях встречается керамика с примесью песка и выгоревшей растительной примесью, орнамент в виде вдавлений различной формы нанесен горизонтальными рядами, затем вдавления составляют более сложную композицию, в поздних слоях зубчатый орнамент образует зоны, ограниченные углубленными линиями. Нередки орнаментированные изделия из камня (подвески, миниатюрные топорики, «челнок», точило), кости и рога. На поселении и близ него открыты единичные погребения в скорченном и вытянутом положении со скудным инвентарем или без него. Аналогии всему комплексу находок Р. Я. отсутствуют, отдельные элементы находят сходство в различных культурах (сурско-днепровская, днепро-донецкая, памятники Приазовья: Каменная могила, Матвеев курган; Северо-Западный Кавказ, Прикамье, Южный Урал). Хронологические рамки: 5-е — 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.

РАМЗЕС (Ramses или Ramesses), имя двух египетских фараонов XIX династии, а также девяти фараонов XX династии. Победа Р. II в битве при Кадете, хотя и сомнительная, позволила стабилизировать на многие годы границу с хеттами. Им воздвигнуто множество храмов в Египте и Нубии, в т.ч. в Абу-Симбеле. Р. III пресек вторжения народов моря и ливийцев в 1170 г. до н.э.

РАНА ГХУНДАЙ (Rana Ghundai), телль в долине Лоралаи (Северный Белуджистан), имеющий большое значение благодаря стратиграфии, зафиксированной Россом. В 40-футовых (12,2 м) отложениях простая лепная керамика лежала ниже, а грубая расписная керамика — выше слоев черно-красной типа Зхоб.

РАННЕОРИНЬЯКСКИЙ РИСУНОК, исходное в плоскостном анимализме верхнего палеолита каноничное изобразительное решение, характеризующееся обязательным комплексом признаков. Изолированная статичная «двуногая» фигура передается гравированной или красочной линией в положении абсолютного профиля; внутренние детали в границах строго очерченного контура никак не обозначались. Идея о начальном значении Р. р. в «фигурном» искусстве принадлежит А.Брейлю (1905–1906 гг.), ее подтверждают те пещерные комплексы верхнего палеолита Франции, где подобные изображения (рис. 131) поддаются относительной датировке по стратиграфическим показателям — гроты Бэлькэр (псевдогравировка — грубый профиль зверя выбит на поверхности скалы с помощью пикетажа; древность до 30 000 лет назад), Пер-нон-Пер (неглубокая гравировка — ориньяк или перигор) и, наконец, Ла-Грез (изысканно глубокая гравировка; вероятно, протосолютре древностью до 20 000 лет назад). В них отражаются открытие и освоение изобразительной техники (от неровной желобчатой выбивки до все более мастерского употребления резца), эстетизация строгого профиля, отражавшая становление нового восприятия и обогащение образа в пределах эволюции одного и того же канона. Выбивке из Бэлькэра, очевидно, предшествует фигура, выполненная в простейшей технике черчения пальцем по глине (Хорнос-дела-Пенья). Дополнительным свидетельством особой архаичности глиняных чертежей зверя служит пережиточное сохранение у некоторых из них едва заметной объемной моделировки (например, голов лошадей в контурах Монтеспана и Бедейяка). Р. р. подтверждает «макетную» гипотезу генезиса изобразительного творчества (см. Натуральное творчество. Натуральный макет, Глиняный период), поскольку она объясняет весь набор обязательных особенностей Р. р. Примитивные контуры на глине (или же обозначенные выбитыми желобками) своей схематической огрубленностью уподобляются элементам пиктографического письма.

Рис. 131. Раннеориньякский рисунок.

РАПИРА (англ. rapier, нем. Rapier), наступательное оружие из бронзы, отличается от меча тонкостью лезвия и фланцем для клепочного крепления (рис. 132), что делало Р. скорее колющим, чем рубящим оружием. Р. развилась в среднебронзовом веке при удлинении кинжала и была вытеснена рубящим мечом в позднебронзовом веке Центральной и Северо-Западной Европы.

Рис. 132. Рапира: а — заклепки; b — фланец; с — нервюра; d — желобки.

РАСКОПКИ (англ. excavation, нем. Ausgrabung). Археологические памятники, не считая погребений, как правило, сильно разрушены, поэтому Р. должны их восстанавливать. Долгое время Р. сводились к методу сбора артефактов, легальной охоте за сокровищами. Питт-Риверс в Британии и Петри на Ближнем Востоке первыми перенесли акцент на информативную сторону, утверждая, что значение имеет не вещь сама по себе, а ее положение относительно слоев (стратиграфия) и других вещей (комплекс), словом, контекст. Отсюда ясно, что раскопанный предмет имеет значительно большее значение, чем случайная находка. В зависимости от вида памятника применяют различные методы исследования. В процессе раскопок памятник, как правило, уничтожается. Действия археолога оправданны в том случае, если: Р. проводятся с величайшей осторожностью, так, чтобы любой артефакт, топор или ямка от столба, был обнаружен и по возможности сохранен независимо от его состояния; о работе составляется отчет, включающий всю информацию, а также факты, которые не удалось истолковать, для продолжения работы с материалом после исчезновения памятника; материал Р. незамедлительно публикуется. Если автор Р., кроме того, сопровождает материал интерпретацией, которая позволяет представить в деталях жизнь наших предков на том или ином памятнике, их связи с предшественниками, современниками и потомками, можно считать, что задача выполнена и открыты новые страницы истории человечества.

RUSTICATED (англ.), вид орнамента, при котором вся поверхность сосуда покрывается вдавлениями палочкой, пальцами и т.д.

РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЗОНЫ (англ. vegetational zones), пыльцевые и климатические. Изменения в составе лесов Северной Европы после отступления ледников были изучены с помощью спорово-пыльцевого анализа, весь период был подразделен с учетом этих изменений. Полученные зоны (I-IX) были обозначены в соответствии с климатическими условиями, определявшими характер растительности. С помощью радиоуглеродного метода зоны получили абсолютные датировки, став основой для хронологии периода (см. табл. 2).

РАС-ШАМРА (Ras Shamra), см. Угорит.

PAT (rath), ирландский термин, означающий небольшие кольцевые укрепления, диаметр которых редко превышает 200 футов (65,6 м); Р. окружены валом и внешним рвом. Иногда насчитывается несколько валов, на огороженной площади встречаются фундаменты хижин или другие остатки заселения. Термин Р. обычно применяется для земляных укреплений, тогда как каменные называются «кэшел». Древнейшие Р. относятся к позднебронзовому веку, но существуют и после II в.

РЕБРО (англ. arris), грань, образованная соединением двух гладких поверхностей, в частности на лезвиях мечей и кинжалов.

РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОД (англ. Regional Development period), термин, употребляемый в эквадорской археологии для обозначения периода 500 г. до н.э. — 500 г. н.э., когда приспособление к местным условиям привело к формированию региональных культур. В некоторых прибрежных вариантах производили высококачественную керамику, статуэтки и произведения искусства малых форм. Признаки, которые раньше рассматривались как азиатское влияние, встречаются в культурах Баия и Хама-Коаке, занимавших побережье от о. Ла-Плата до мыса Франсиско.

РЕЗЕЦ (англ. burin, нем. Schtichel), остроконечное орудие, сделанное из оббитого кремня и предназначенное для резьбы по кости, рогу и, возможно, дереву. В наиболее характерных формах рабочая часть представляет собой узкое поперечное лезвие, которое образовано пересечением двух сколов, полученных при ударе под углом к основной оси пластины. Иногда грань получается при простом обламывании пластины или ее усечении при помощи крутой ретуши (существует множество вариантов). Использование Р. является одним из отличительных признаков верхнепалеолитических индустрии (см. табл. 3, 15), однако Р. продолжают существовать в мезолите (табл. 7, 4).

РЕКУАЙ (Recuay), стиль керамики северного горного района Перу, долина Кальехон де Уайлас. Сосуды, найденные в подземных погребальных галереях и могилах в форме каменных ящиков, украшены черной негативной росписью по красному и белому фону. Стиль Р. относится к первым векам н.э. и обнаруживает связи со стилями Гальинасо и Мочика на побережье.

РЕМЕДЕЛЛО (Remedello), Брешия, селение в долине р. По (Северная Италия), где в 1885–1886 гг. обнаружен знаменитый могильник из 117 погребений, типичный памятник культуры медного века. Скелеты находились в скорченном положении в траншейных могилах, в инвентаре представлены плоские топоры, треугольные кинжалы и алебарды из меди, а также зазубренные черешковые наконечники стрел из кремня. Керамика встречается редко, ее формы очень разнообразны. В комплексе с этим материалом найдены фрагменты кубков, что позволяет предположить дату 2000 г. до н.э.

РЕНТГЕНОВСКИЙ АНАЛИЗ (англ. X-ray fluorescence). Образец, предназначенный для химического анализа, светится при бомбардировке рентгеновскими лучами. Изучение света при помощи спектрометрии показывает присутствующие элементы и их соотношение. Если изучается только поверхность, чаще применяется спектрографический анализ.

РЕССЕН (Rossen), могильник, расположенный близ Мерзебурга (Центральная Германия), типичный памятник поздней дунайской культуры Северной Богемии, Саксонии, Тюрингии, Баварии, части Рейнской области, Швейцарии, а также Восточной Франции. Радиоуглеродные даты группируются около 3500 г. до н.э. Характерна керамика полушаровидной или шаровидной формы, часто встречаются кольцевидные поддоны. Линии орнамента иногда заполнены белой пастой.

РЕССЕТИНСКАЯ КУЛЬТУРА, представлена рядом памятников в верховьях р. Ока, эпонимные памятники расположены на р. Рессета. Эта культура датируется позднепалеолитическим — раннемезолитическим временем и делится на два этапа. Р. к. наследует верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино — Хотылево II. Кремневая индустрия характеризуется разнообразной техникой расщепления, заготовки различны, но преобладают пластины. Орудия представлены резцами, в основном без подработанной площадки, концевыми и многолезвийными скребками. Многочисленны скобели, косые острия и изделия с поперечно срезанным концом, микролиты с затупленным краем и наконечники стрел на микропластинках (табл. 8, 6). В комплексе с памятниками типа Смячка 14, ярко окрашенных свидерскими и аренсбургскими элементами, памятники Р. к. сыграли значительную роль в сложении Волго-окского мезолита, послужив основанием для возникновения мезолитической бутовской культуры (см. Деснинский мезолит).

Рис. 133. Стадии образования речных террас.

РЕЧНЫЕ ТЕРРАСЫ (англ. river terraces), являются следствием чередования периодов наносов и эрозии в долине, которое определяется колебаниями уровня моря (см. Эвстазия). Когда уровень моря понижается (во время оледенения), уклон реки и скорость течения увеличиваются и дно углубляется. В период повышения уровня моря уклон меньше, река течет медленнее и в долине оседает гравий. В следующий период эрозии гравий будет унесен, на краю долины может сохраниться остаточная платформа, или терраса. Циклы наносов и эрозии часто удается совместить с колебаниями климата в плейстоцене и таким образом выработать относительную датировку находок в гравии на террасах (рис. 133).

РИГВЕДА (Rigveda), наиболее ранняя и важнейшая часть Вед, религиозные гимны индоариев периода завоевания ими Северо-Западной Индии. Содержит более 1 000 гимнов различного содержания, записанных на санскрите. Р. может быть приблизительно датирована 2-й половиной 2-го тысячелетия до н.э. Предполагается, что Р. была оформлена в 11–10 вв. до н.э., в течение многих веков она с большой точностью передавалась в устном изложении.

РИНАЛЬДОНЕ (Rinaldone), могильник, расположенный к юго-востоку от оз. Больсена (Италия). Считается типичным памятником культуры медного века, обнаруживающей связи с культурами Ремеделло и Гаудо. В Тоскане и Лации аналогичный материал обнаружен в скальных шахтокамерных гробницах, здесь также встречаются скорченные захоронения, плоские медные топоры и кинжалы (а также их прекрасные кремневые копии), каменные боевые топоры и множество черешковых наконечников стрел. Характерной керамической формой является шаровидный сосуд с прямым горлом. Поселения культуры не изучены.

РИПОЛИ (Ripoli), поселение среднего и позднего неолита в долине Вибрата (Адриатическое побережье Италии), здесь обнаружены остатки хижин (fondi di capanna) и ряд скорченных захоронений, а также расписная керамика (того же названия) и материал типа Лагоцца. Керамика Р. — коричневая с черной росписью (геометрические рисунки), на других участках две красные линии окаймляют ряд точек. Характерной формой является круглодонная чаша с прямыми вертикальными стенками и одной ручкой (которая иногда украшена двумя выступами или стилизованными фигурками). Аналогии наблюдаются на другом берегу Адриатического моря в Данило. В кремневом инвентаре выделяются черешковые и односторонне обработанные наконечники стрел.

РИС (англ. rice, лат. Oruza sativa), основная зерновая культура Юго-Восточной Азии, освоенная здесь в глубокой древности. Наиболее ранние свидетельства разведения Р. получены в Лотхале, памятнике поздней фазы цивилизации Хараппы (1500 г. до н.э.), в Китае Р. мог появиться раньше. Первоначальный центр разведения Р., вероятно, находился между двумя этими регионами.

РИСС (Riss), третье крупное оледенение плейстоцена в альпийской Европе (см. табл. 1). Термин часто применяется и для других областей мира.

РИТОН (англ. rhyton), глубокий сосуд с одной ручкой, предназначенный для возлияний, а также для жертвоприношения богам, духам мертвых и т.д. Некоторые образцы снабжены отверстием в нижней части, которое затыкали пальцем до определенного момента в церемонии. Р. часто изготавливались из драгоценных материалов, имели изысканную форму. Они типичны для минойской (рис. 134) и микенской культур, классической Греции, периода Ахеменидов в Персии. В основе формы Р. лежит рог животного. Иногда рога, оправленные драгоценными металлами, встречаются в скифских и славянских курганах (Черная могила). Р. — рог изображается на скифских каменных изваяниях воинов (фото 71).

Рис. 134. Минойский ритон 1500 г. до н.э.

Фото 71. Серебряный ритон скифского времени из кургана у хутора Уляп.

РИТУАЛЬНЫЙ (англ. ritual), т.е. связанный с какой-либо магической или религиозной практикой. Поскольку реконструировать верования на основе одних только археологических данных почти невозможно, термин часто используется в том смысле, что понять функциональное назначение предмета или памятника не удалось. От такого приема следует отказаться: честность — лучшая политика.

РОГ (англ. horn), с древнейших времен рога быков использовались как музыкальные или сигнальные инструменты. Начиная с позднебронзового века Р. копировались в бронзе, что давало им большие шансы на сохранность. Многие экземпляры сохранились, особенно в торфяных болотах Ирландии и Дании. Наиболее развитой формой был датский лур (рис. 84).

РОГОВАЯ МУФТА (англ. antler sleeve, нем. Horntulle), обрезок оленьего рога с выдолбленной на одном конце выемкой для закрепления обуха каменного топора (рис. 135). Р. м. вставлялась в гнездо на деревянном топорище или имела отверстие для той же цели. Рог, будучи более упругим, чем дерево, распределял силу удара равномерно, благодаря чему уменьшался риск расщепления топорища.

Рис. 135. Способы крепления роговой муфты.

РОДЕЗИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК (англ. Rhodesian man), см. Брокен-Хилл.

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ (англ. Rosetta Stone), обломок крупной базальтовой плиты, обнаруженный в Розетте, у западного устья Нила во время Египетского похода Наполеона I; в настоящее время находится в Британском музее (фото 30). Р. к. содержит запись декрета в честь Птолемея V (196 г. до н.э.) на греческом языке, а также иероглифическим и демотическим письмом. Сопоставление греческого и египетского текстов дало Ж.Ф.Шампольону ключ к расшифровке древнеегипетских иероглифов.

ROCKER PATTERN (англ.), мотив орнамента, который наносится на мягкую глину прямым или изогнутым предметом. Техника встречается в различных периодах и регионах (неолитическая керамика импрессо в Средиземноморье, железный век Судана и Маньчжурии, культура Хоупвелл в Северной Америке, предклассические культуры Центральной и Южной Америки).

РОКПЕРТЮЗ (Roquepertuse), кельто-лигурийский оппидум со святилищем, знаменитым своими скульптурами (Вело, Буше-дю-Рон, Франция). Среди них большие каменные фигуры богов или людей, сидящих со скрещенными ногами. Портик святилища из трех каменных столбов имеет ниши, в которые вставлялись человеческие головы. Резьба носит следы первоначального раскрашивания (см. Антремон).

РОКСЕТЕР (Wroxeter, древн. Вироконий), римский город в Британии, расположен в 5 милях (8,1 км) к юго-востоку от г. Шрюсбери. Основан в конце 1 в. н.э. В 130 г. Р. расширен до 180 акров (72,9 га), здесь построен форум в честь Адриана, устроены бани. С помощью аэрофотографического метода выявлена регулярная планировка и многие дома, впоследствии раскопанные.

РОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ (англ. gadroon), декоративный мотив в металлических изделиях и керамике, состоит из рядов каплевидных выпуклин, расходящихся от основания сосуда. Такой орнамент может покрывать нижнюю часть сосуда или всю поверхность, придавая ему вид очищенного апельсина. Иногда аналогичный эффект получают простыми вертикальными нарезками или желобками.

РОМЕНСКО-БОРШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА, культура восточных славян 8–10 вв., ареал которой охватывает правобережную часть Среднего Поднепровья, Верхнее и Среднее Подонье. Культура генетически связана с распространенными западнее раннеславянскими древностями Прага-Корчак; по облику близка культуре типа Луки-Райковецкой. Поселения представлены как открытыми селищами, так и городищами, большая часть последних располагается у южной границы культуры. В начале 10 (конце 9?) в. ряд роменско-боршевских поселений гибнет в огне, что связывают с вторжением печенегов. Исследованы жилища-полуземлянки со стенами столбовой конструкции, глинобитными или вырезанными из глинистого материка печами в углу. Погребальные памятники представлены фунтовыми могильниками, а также курганами с трупосожжениями, распространяющимися в 9 в. Наиболее специфическими признаками, отличающими инвентарь культуры от синхронных славянских древностей, являются формы и орнаментация керамики (табл. 28). Р.-б. к. составила основу для формирования курганных древностей северян.

РОНЫ КУЛЬТУРА (англ. Rhone culture), культура раннебронзового века Швейцарии — Восточной Франции, соседствовавшая с культурами Центральной Европы (унетицкая культура). Наиболее близкие аналогии металлическим изделиям и керамике встречаются в группе Штраубинг (Бавария).

РОУЛИНСОН (Rawlinson), Генри Крезвик (1810–1895 гг.), см. Клинопись.

«РУКА», эстампы кисти руки (преимущественно левой) неоантропа на стенах пиренейских пещер (Альтамира и др.), выполненные в технике трафарета с помощью естественных красок (красная — охра, черная — двуокись марганца). В некоторых пещерах представлены целые фризы «рук» (Кастильо в Испании и др.), которые в контексте с рисунками зверя раннеориньякского типа и знаками охотничьей активности (т.н. «дисками») олицетворяли социальную общность (фото 72). Принадлежность большинства «Р.» подросткам, как и наличие «калеченых», или неполных, «Р.» (вероятное свидетельство обрядовой ампутации), говорит о связи этих комплексов с пещерными инициациями. Заключение А.Брейля (1911 г.) о раннем (в рамках верхнего палеолита) возрасте «Р.» было завершено «гипотезой руки» А.Люке (1926 г.), претендующей на объяснение генезиса всего верхнепалеолитического творчества, но не получившей фактических подтверждений. Сущность ее состояла в утверждении первичности у неоантропа случайного «механического рисунка», трансформировавшегося в действительное изображение.

Фото 71. Негативное изображение руки первобытного человека на стене пещеры Пеш-Мерль. РУКОПИСИ МЕРТВОГО МОРЯ (англ. Dead Sea scrolls), тексты, обнаруженные в пещерах на северо-западном берегу Мертвого моря, где они были спрятаны от римлян. Представляют собой религиозные документы секты эссенов, которые в 1 в. до н.э. — 1 в. н.э. образовали общину в Кумране. Археологические исследования в этом районе проводил де Во. Значение этих материалов для проблемы происхождения христианства огромно, сами материалы до сих пор основательно не изучались.

ROULETTE, зубчатое колесо, вращавшееся на мягкой поверхности сосуда и оставлявшее серии вдавлений. Техника является широко распространенной.

РУНЫ (англ. runes), угловатые письмена, предназначенные для вырезания на дереве или камне, распространились у германских народов благодаря контактам со средиземноморскими алфавитами (рис. 136). Впервые появляются в 3 в. в Дании и Шлезвиге, затем — во всей Северной Европе. Благодаря походам викингов попадают в Россию и Исландию, где их используют в средние века.

Рис. 136. Руническая надпись (Фрэнкс Кэскет).

РУЧНОЕ РУБИЛО (англ. handaxe, нем. Faustkeile), древнейшее орудие целостной и определенной, объемно-гармоничной формы, представляющее ведущий артефакт каменной индустрии эпохи ашеля (рис. 137). Впервые было распознано Буше де Пертом (1847 г.), который именовал его «топором»; определение Р. р. было предложено Г. де Мортилье (1883 г.). Это наиболее характерный тип нижнепалеолитического бифаса, т.е. орудия, образованного оббивкой заготовки с двух сторон (архаичное Р. р. требовало около 30, а более совершенное — до 60 сколов). Двояковыпуклое тело орудия (продольные края обозначали ось относительной симметрии), обычно длиной 12–15 см, в своих классических образцах приближалось к грушевидной или миндалевидной форме. Широкая, массивная часть («пятка») удерживалась рукой, а заостренный уплощенный конец и примыкающие к нему края выполняли универсальные операции (рубка, резание, скобление, вероятно, выкапывание кореньев и т.п.). Ступенями развития идеи Р. р. являются проточоппинги, чоппинги и проторубила Олдувая. Эволюция Р. р. примерно в течение полумиллиона лет выразилась в совершенствовании формы (табл. 3, 4, 6) уплощении орудия, спрямлении осевых ребер и общей миниатюризации (Р. р. типа Ла-Микок, доживающие свой век в эпоху мустье). Р. р. отмечает начало генезиса творческого интеллекта.

Рис. 137. Нижнепалеолитические орудия: а — аббевилльское ручное рубило; b — ашельское ручное рубило; с — кливер

Oleg Kovsh | AntikWar
© Copyright 2006 AntikWar. All rights reserved. Webmaster Oleg Kovsh