Интернет-магазин AntikWar


  mailto:olegantiquar@gmail.com

"Ш"

ШАВАБТИ (shawabti), см. Ушебти.

ШАМПОЛЬОН (Champollion), Жан-Франсуа (1790–1832 гг.), см. Иероглифы.

ШАНИДАР (Shanidar), пещера в горах Загроса (Иран), где различные культуры сменяли друг друга в течение длительного времени. Нижний слой содержал мустьерский материал с несколькими неандертальскими погребениями (в одном из них захоронен однорукий калека 40 лет, страдавший от артрита). В следующем слое появляется пластинчатая индустрия верхнепалеолитического типа (Барадост), затем после перерыва — зарзийская индустрия позднего палеолита с множеством мелких орудий и настоящими микролитами. Выше микролитический элемент становится еще более выраженным, к 9-му тысячелетию до н.э. появляются признаки перехода от охоты к сбору диких растений. На соседнем поселении того же периода Зави-Чеми-Шанидар найдены кости одомашненной овцы, кремневые серпы и зернотерки. Таким образом, до чисто неолитического образа жизни оставался один шаг.

Рис. 184. Бронзовый сосуд «ху» с маской Таоте.

ШАН-ИНЬ (Shang или Yin), первая китайская династия, для которой имеется археологическое подтверждение. Она сменила царство Ся в 1500 г. до н.э. и была свергнута династией Чжоу в 1027 г. до н.э. Хотя инвентарь населения едва ли изменился со времен неолита (луншаньская культура), технологически Ш.-И. принадлежит к бронзовому веку. Металл использовался для орудий (кельты, ножи), оружия (алебарды, копья, наконечники стрел), а также для высокохудожественных, богато орнаментированных ритуальных сосудов (рис. 184), К числу мотивов орнамента принадлежат маска Таоте, дракон, цикада, рисунок бегущего меандра. Эти композиции встречаются на резном жадеите и мраморе, реже на высококачественной белой керамике. Более грубая серая посуда, теперь делавшаяся на кругу, иногда покрытая глазурью, явно происходит от предшествующей неолитической керамики, как и некоторые формы бронзовых сосудов, особенно триподы дин и ли. На цивилизованность периода указывают размеры и уровень развития городов, использование письма. Обе столицы, Чжэнчжоу и Аньян, расположены в провинции Хэнань, близ р. Хуанхэ. Здания столбовой конструкции строились на фундаментах из утрамбованной земли, глинобитными были также стены города. Погребальный обряд предусматривал вытянутое трупоположение в ямах, иногда лицом вниз. Особенно богатыми были царские могилы в Аньяне. Важнейшие здания и захоронения сопровождались жертвоприношениями (в т.ч. человеческими). В надписях на бронзе, а также на гадательных костях (фото 103) используется пиктографическое письмо. Эти данные могут быть соотнесены с историческими источниками. Династия Ш.-И. в прямом смысле заложила основы китайской истории. Если какие-то признаки были заимствованы извне (едва ли высокое мастерство металлообработки было выработано самостоятельно), они были незначительны.

Фото 103. Древнейшее китайское письмо на гадательных камнях из Аньяна.

ШАРОВИДНАЯ АМФОРА (англ. globular amphora, нем. Kugelbauchamphore), амфора с объемистым туловом, характерна для одноименной культуры, занимавшей территорию Германии, а также близлежащие районы около 2000 г. до н.э. Культура тесно связана с культурой воронковидных кубков и шнуровой керамикой, хотя характер этих связей до сих пор не уточнен.

ШАРЫ неандертальцев, часто имеют почти идеальную сферическую форму (диаметр от 3–4 до 7 см). Большинство их изготовлено из известняка, из которого орудия вообще не выделывались. Знаменательна находка лепных экземпляров (в частности, самые древние — из лесса — открыты в позднеашельском стойбище Ахенхейм, ФРГ). Ш. привлекают внимание науки уже более ста лет (с 1872 г.), в них видели и грузики пращи, и солярные символы. Археологические источники (Базуа, Монтеспан) позволяют считать Ш. моделью обычного метательного камня. Такая модель, выражавшая идею и характеристику этого орудия, использовалась в контексте символического воспроизведения охоты (по программе инициации и др.).

ШАССЕ (Chassey), неолитическая культура со многими локальными вариантами, известна почти на всей территории Франции. К 3500 г. до н.э. керамика Ш. вытеснила импрессо в Миди, новый стиль появляется в пещерах, цистах, ямных погребениях, мегалитических камерных гробницах и на поселениях. В этой области ранняя керамика Ш. часто украшена процарапанными геометрическими рисунками, в более поздней посуде наблюдается тенденция к неорнаментированной поверхности, сосуды снабжены ушками типа «флейты Пана» (рис. 185). В Северной и Центральной Франции, где культура не прослеживается до 3000 г. до н.э., ранний и поздний этапы Ш. не различаются. Во многих областях племена Ш. были первыми неолитическими земледельцами, средиземноморский вариант культуры претерпел определенные изменения с учетом местных особенностей. В Юре известны озерные поселки и укрепленные поселения (вроде эпонимного памятника Камп-де-Шассе в Кот д’Ор), тогда как керамика и кремневые орудия Парижского бассейна во многом отличаются от инвентаря Миди. Характерная форма посуды, подставка для ваз с процарапанным орнаментом, ограничивается Парижским бассейном и Западной Францией.

Рис. 185. Культура Шассе. Сосуд с ушками типа «флейты Пана».

ШАТЕЛЬПЕРРОН (Chatelperron), наиболее ранняя индустрия верхнего палеолита в Юго-Западной и Центральной Франции, заимствует некоторые элементы из предшествующей мустьерской традиции. Характерным орудием является «шательперронский нож» (рис. 186) с прямым режущим краем и притуплённой изогнутой спинкой. Радиоуглеродные датировки Ш. — 31 690 ± 250 и 31 550 ± 400 гг. до н.э., в Гротт-дю-Ренн (Арси-сюр-Кюр), но возможно, что он появляется уже 34 000–35 000 лет назад (см. Перигор).

Рис. 186. Шательперронский нож.

ШАХИ-ТУМП (Shahi Tump), небольшой телль в Западном Белуджистане, где Аурел Стэйн обнаружил небольшой могильник по обряду ингумации, устроенный на поселении культуры Кулли. Среди богатого инвентаря выделяются серые керамические чаши с черной росписью (мотив свастики) и медные орудия. Заслуживают внимания проушной топор и печати-штампы с пятью отделениями. Могильник, возможно, принадлежит пришельцам с северо-запада, проникавшим в этот район в начале 2-го тысячелетия до н.э.

ШАХТОВАЯ МОГИЛА (англ. shaft grave, нем. Schachtgrab), тип погребального сооружения, в котором захоронение совершалось на дне глубокой узкой ямы. Ш. м. встречаются в различных частях света, принадлежат к различным периодам. Наиболее известные примеры — богатые гробницы в Микенах.

ШАХТОКАМЕРНАЯ МОГИЛА (англ. shaft-and-chamber tomb), тип погребального сооружения, в котором захоронение совершается в боковой камере, вход в нее открывается на дне шахты.

«ШЕВО ДЕ ФРИЗ» (франц. chevaux de frise), оборонительное сооружение из вкопанных кольев или камней, имело целью задержать или сорвать конную атаку. Иногда «Ш. д. ф.» встречается во внешних укреплениях городищ.

ШЕЛЛЬ (Chellean), употреблявшийся ранее термин, означавший ранние стадии европейской традиции нижнепалеолитических ручных рубил. Термин неудачен, т.к. эпонимный памятник содержал лишь поздние эволюционирующие орудия типа, который сейчас именуется ашельским. Понятие «шелльско-ашельский» одно время использовалось для обозначения последовательности африканских индустрии ручных рубил в целом, однако сейчас также заменено термином «ашельский» (см. Аббевилль).

ШЕРТ (англ. chert), кремень невысокого качества.

ШЕХЕМ (Shechem, совр. Balatah), памятник, расположенный неподалеку от современного г. Наблус в Центральной Палестине, исследовался немецкими археологами в 1913 и 1934 гг., впоследствии — американскими. Наиболее важный период заселения приходится на среднебронзовый век (17 в. до н.э.), когда город был окружен стеной циклопической кладки толщиной в 6 футов (1,8 м), до сих пор возвышающейся более чем на 30 футов (9,1 м). К тому же периоду принадлежит каменный диск, содержащий одну из наиболее ранних алфавитных надписей. В 67 г. до н.э. место Ш. занял Наблус (Неаполис).

ШИЛО (англ. awl, нем. Ahle), костяное, кремневое или металлическое острие для проделывания отверстий.

ШЛАК (англ. slag), стекловидный материал, побочный продукт некоторых производственных процессов (изготовление стекла, иногда керамики, плавка), требующих высокой температуры.

ШЛЕМ (англ. helmet, нем. Helm), свидетельства о защитных головных уборах появляются почти одновременно с военным снаряжением. Воины, изображенные на царском штандарте в Уре, носят кожаные Ш. Голубая корона фараонов Нового царства в Египте — не что иное, как боевой Ш. (рис. 170). Ш. с клыками кабана был популярен у микенцев. В культуре Вилланова был распространен обычай накрывать погребальную урну Ш. покойного воина (рис. 29). Несколько прекрасных экземпляров из Британии украшены в стиле кельтского искусства. Ш. Нового Света делались из золота и дерева, инкрустированного бирюзой.

ШЛИМАН (Schliemann), Генрих (1822–1890 гг.), бизнесмен и археолог. В возрасте 41 г. Ш. оставил коммерцию, сделавшую его богачом, и посвятил жизнь своей мечте — открыть Трою Гомера. Во время четырех экспедиций, 1871–1873, 1879, 1882–1883 и 1889–1890 гг. (в двух последних в качестве ассистента участвовал В.Дерпфельд), он перевыполнил свою задачу — открыл на берегу Дарданелл девять сменяющих друг друга городов, охватывающих длительный период развития и поразительно богатых материалом. Ш. был первым исследователем стратиграфии на ближневосточных теллях, он привлек интерес всего мира к возможностям археологического метода, а также установил стандарты внимательного наблюдения, тщательного отчета и незамедлительной публикации (этим стандартам не всегда следуют и в наши дни). Его нескрываемый энтузиазм и вера в правдивость классических авторов Греции, повлекшие за собой некоторые серьезные ошибки, не смогли подорвать его репутации. Не удовлетворенный успехами в Трое, в 1874–1876 гг. Ш. проводит раскопки в Микенах, где были обнаружены шахтовые гробницы, их значение не уступало троянским древностям. Была открыта цивилизация эгейского бронзового века, что стало дополнительным подтверждением достоверности классических легенд. Многие детали добавились при раскопках в Орхомене в 1880 г. и Тиринфе (1884–1885 гг.). Исследуя микенскую Грецию, Ш. постулировал существование предшествующей культуры и открыл бы ее при раскопках в Кноссе, если бы цена, назначенная владельцем земли, не возмутила его чувств бизнесмена.

«ШЛЯПКИ ГВОЗДИКОВ» (англ. studded), украшение поверхности керамики шариками глины.

ШНУРОВАЯ КЕРАМИКА (англ. Corded Ware, нем. Schnurkeramik), посуда, украшенная шнуровым орнаментом, встречается в локальных вариантах почти по всей Северной Европе от Ютландии до Волги в конце 3-го тысячелетия до н.э. (рис. 187). Наиболее распространенные формы — кубок и шаровидная амфора. Носители культуры Ш. к. занимались примитивным земледелием, для них характерны каменные боевые топоры и, как правило, одиночные захоронения под небольшим курганом. Происхождение и роль этой культуры в первобытной истории являются предметом длительной дискуссии. Культура может происходить из Дании, Центральной Германии (Саксония, Тюрингия), Восточной Польши или Украины. Высказывалось предположение, что ее носители были первыми индоевропейцами на континенте; доказать этот тезис не удалось.

Рис. 187. Саксо-тюрингский шнуровой кубок.

ШНУРОВОЙ ОРНАМЕНТ (англ. cord ornament), широко распространен на керамике, наносится на поверхность сырой глины при помощи перевитого шнура. Иногда шнур обвязывался вокруг палочки, таким образом выполнялись узоры (Питерборо). Отпечатки шнура могли заменять нарезной орнамент, иногда Ш. о. покрывалась вся поверхность сосуда (шнуровая керамика, некоторые разновидности кубков).

ШТАМП (англ. stamped decoration), наносился на мягкую глину сосуда путем повторяющихся вдавлений простых рисунков, заранее вырезанных на костяном или деревянном инструменте. Иногда для этой цели использовался предмет естественного происхождения, например птичья кость.

ШТАМПОВАННЫЙ ОРНАМЕНТ (англ. impressed decoration), орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким-либо предметом. Частным случаем является штамп, когда рисунок предварительно вырезается на дереве или кости, а отпечаток затем переносится на поверхность сосуда. Промежуточным звеном являются отпечатки природных объектов, например птичьих костей или зазубренных морских раковин.

ШТЕЙНХЕЙМ (Steinheim), местность близ Штутгарта (Германия), где в гравии периода Миндель — Рисс (второго межледниковья) обнаружен человеческий череп. Артефакты обнаружены не были, но штейнхеймский череп древнее, чем любой скелет неандертальца или Homo sapiens, из известных образцов ближе всех к нему находится череп из Сванскомба. Многие признаки напоминают Homo sapiens, но массивные надбровные дуги предвещают черты неандертальца. Черепа из Ш. и Сванскомба могли принадлежать к особым разновидностям Homo, но причислялись также к ранним неандертальцам.

ШУБ-АТ (Shubad, совр. Пуаби), царица Ура в 2600 г. до н.э., ее гробница в 1927–1928 гг. была обнаружена Вулли в царском некрополе. Гробницы Ш. и Абарги (возможно, ее мужа) находились рядом. Ш. лежала на деревянных носилках, на ней был плащ, усеянный бусами из золота, серебра и драгоценных камней, сложный головной убор из золотых лент с подвесками из золота и лазурита, а также крупные золотые серьги в форме полумесяца. В гробнице находилось множество чаш и других сосудов из золота, серебра и меди, а также керамика. В шахте гробницы находились деревянные салазки с мозаичным орнаментом и пара быков, инкрустированная доска для игры, великолепная арфа, также выложенная раковинами, красным и голубым камнем, несколько драгоценных сосудов. В гробнице находилось несколько других скелетов: двух прислужниц у носилок, арфиста с арфой (рис. 188), двух кучеров, десяти женщин двора в пышных нарядах и пяти стражников у входа, все они должны были сопровождать царицу в загробном мире.

Рис. 188. Инкрустированная арфа из гробницы Шуб-ат.

ШУМЕР (Sumer), Нижняя Месопотамия, между Вавилоном и Персидским заливом. Здесь в 3400 г. до н.э. возникла первая в мире цивилизация. Основным стимулом развития была организация, необходимая земледельческому народу для того, чтобы справиться с разливами и засухами долины Тигра — Евфрата. В результате появились города (Эриду, Лагаш, Урук, Ур) и связанные с ними преимущества ремесленной специализации, необходимо отметить прогресс в архитектуре и скульптуре (рис. 189), накопление богатств (фото 104, 105), а также изобретение письма, значение которого трудно переоценить. Степень проникновения этих новшеств в другие области (Элам, Египет, цивилизацию долины Инда) и самостоятельного развития в них до сих пор остается предметом дискуссии. Достижения Ш., даже ограниченные районом непосредственного возникновения, огромны. Политической единицей был город-государство, власть в котором принадлежала божеству-покровителю в лице жречества и храмовой организации. Потребность в светских правителях возникала лишь во время войны, в остальное время они имели мало власти. Различные города-государства объединялись общей культурой и религией, божества-покровители (Энки, Энлиль, Наннар и др.) составляли единый шумерский пантеон. Политическая унификация была достигнута благодаря завоеваниям семитов Аккада под руководством Саргона в 2370 г. до н.э. Однако шумерская культура пережила все иноземные вторжения и за многие века почти не изменилась.

Рис. 189. Статуя Гудеа из Лагаша.

Фото 104. Украшения знатной женщины из Ура.

Фото 105. Электроновый шлем из Ура.

ШУРФ (англ. sondage), обычно имеет ограниченную площадь и большую глубину, служит для изучения стратиграфии памятника. Позднее может быть расширен в раскоп для более полного исследования культурных слоев или строительных фаз.

Oleg Kovsh | AntikWar
© Copyright 2006 AntikWar. All rights reserved. Webmaster Oleg Kovsh